Izvestiya of Saratov University.

History. International Relations

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


For citation:

Akhiev S. N. Caesareans in 44–42 BC: the Genesis of the Slogans of Political Propaganda. Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 45-51. DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-1-45-51

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Full text:
(downloads: 149)
Language: 
Russian
Article type: 
Article
UDC: 
94(37).05

Caesareans in 44–42 BC: the Genesis of the Slogans of Political Propaganda

Autors: 
Akhiev Sergey N., Saratov State University
Abstract: 

The article considers the problems of the Caesarians’ split in the period 44-42. BC, the stages of genesis and orientation of the slogans of political propaganda are traced, the methods of conducting the struggle are studied. Based on the sources, the author outlines the main themes used by the Caesarians during the ideological confrontation. The analysis leads to the conclusion that the propaganda of the Caesarians was guided by wider public circles. With the support of the army, plebs, many Italians and some of the senators, the Caesarians were able to overcome their differences and unite against a common enemy.

Reference: 

1. См.: Holmes T. R. The Architect of the Roman Empire. Oxford, 1928. Vol. I. P. 64-68 ; Charlesworth M. P. The Avenging of Caesar // The Cambridge Ancient History. Cambridge, 1934. Vol. X. P. 1-30 ; Syme R. Roman Revolution. Oxford, 1939. P. 118-182 ; Rossi R. Marco Antonio nella lotta politica della tarda Republica Romana. Trieste, 1959. P. 67-97. Хронологию событий см.: Ehrenwirth U. Caesar's Final Aims // Harvard Studies in Classical Philology. 1964. Vol. 68. S. 17-95.

2. Эта же мысль четко фиксируется античными авторами. См.: Vell. Pat. II. 52.6, 57.1. Ср.: Nic. Dam. 19. 62 ; Suet. Iul. 84. 

3. См.: Syme R. Op. cit. P. 195 ; Perowne S. Death of the Roman Republic. From 146 B.C. to the birth of the Roman Empire. N.Y., 1968. P. 248 ; Kienast D. Augustus. Prinzeps und Monarch. Darmstadt, 1992. S. 35 ; Виппер Р. Ю. Очерки истории Римской империи. М., 1908. С. 294 ; Ковалев С. И. История Рима. Л., 1948. С. 473 ; Маш-кин Н. А. История древнего Рима. М., 1956. С. 326.

4. Антоний - осенью 44 г. до н. э. Cic. Phil. XIII. 10.21 ; App. B.C. III. 63.257. Октавиан - в августе 43 г. до н. э. RG. I.1 ; Vell. Pat. II. 62.5 ; Suet. Aug. 26.1 ; Dio Cass. XLVI. 45.2, когда по закону Кв. Педия убийцы Цезаря лишались «огня и воды» (См.: App. B.C. III.95 ; RG. II.1).

5. См.: Межерицкий Я. Ю. «Республиканская монархия» : метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М. ; Калуга, 1994. С. 134. Даже «законно» утвердив свою власть, Антоний и Октавиан в качестве триумвиров активно использовали лозунг отмщения в борьбе с республиканцами. См.: Dio Cass. XLVII. 42.5.

6. Parricidium (отцеубийство) являлось тягчайшим преступлением в Риме, за которое убийцу топили в кожаном мешке, в который зашивали кроме преступника еще собаку, петуха, обезьяну и змею. См.: Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972. С. 232 и сл.

7. См.: Cohen H. Description historique des monnaies frappees sous l'Empire Romain communement appelées medailles imperiales. Graz, 1955. Vol. 1, № 43. P. 16.

8. App. B.C. IV.10.39. Об идеологическом значении титула «Parens patriae» см.: Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 200-205.

9. Cic. Ad fam. XII. 3.1. См. также оценку : Charlesworth M. P. Op. cit. Р. 11 ; Kienast D. Op. cit. S. 21. Ср.: Шифман И. Ш. Цезарь Август. Л., 1990. С. 45 («отцу прекраснейшему за заслуги»).

10. Cic. Off. III. 83. См. подробнее: Утченко С. Л. Указ. соч. С. 229-234.

11. Liv. I. 16.4. Следует подчеркнуть принципиальное отличие деификации Цезаря в Риме от обожествления римских полководцев на греческом Востоке, как это было, например, с Суллой.

12. См.: Weinstock S. Op.cit. P. 26-27. Х. Геше исследовала различия между обожествлением и обоготворением. См.: GescheH. Die Vergottung Caesars. Kallmünz, 1968. S. 26 ; Charlesworth M. P. Op. cit. Р. 22 ; Fowler W. W. Roman ideas of deity. L., 1914. P. 122.

13. См. например : Cic. Ad Att. XIII. 44.1 ; App. B.C. II.106.443 ; Suet.Iul. 76.1.

14. См.: Cohen H. Op.cit. P. 11. № 20, 22 ; P. 14. № 34, 37-41 ; Alföldi A. La divinisation de Cesar dans la politique d'Antoine et d'Octavien entre 44 et 40 Avant J.-C. // Révue numismatique. 1973. VI'Serie. T. 15. P. 106-111 ; Syme R. Op. cit. P. 209.

15. См.: Lindsay J. Cleopatra. N.Y., 1971. P. 89.

16. См.: Weinstock S. Op. cit. P. 200-205. Ср.: Kienast D. Op. cit. S. 23.

17. См.: Alföldi A. Op. cit. P. 113. К аналогичному выводу пришел Р. Росси, отметивший, что Антоний прекратил сопротивление введению культа Цезаря только в январе 42 г до н. э. (Rossi R. Op. cit. P. 98). О сопротивлении Антония говорит и Цицерон, обращавшийся к нему с вопросом в октябре 44 г до н. э., почему он вопреки всем решениям все еще не исполняет обязанностей жреца Цезаря (Cic. Phil. II. 43.110). В этой связи вряд ли можно согласиться с утверждением Ю.Г. Чернышова, что после гибели диктатора Антоний «приложил все усилия, чтобы официально приобщить его к богам». См.: ЧернышовЮ. Г. Социально-утопические идеи и миф о «Золотом веке» в древнем Риме : в 2 ч. Ч. 1. До установления принципата. Новосибирск, 1994. С. 126.

18. См.: Цветаева Г. А. Народные волнения в Риме после убийства Юлия Цезаря (март-апрель 44 г. до н. э.) // Вестник древней истории. 1947. № 1. С. 226-232.

19. См.: Alföldi A. Op. cit. P. 114. Ср.: Rossi R. Op. cit. P. 98.

20. См. оценку событий : Парфенов В. Н. Рим от Цезаря до Августа. Очерки социально-политической истории. Саратов, 1987. С. 8.

21. Suet. Caes. 88.1 ; Plut. Caes. 69. См. оценку : Ахиев С. Н. Игры в политической жизни позднереспубликанского Рима : ludu veneris genetricis (44 г. до н. э.) // Античный мир и археология. Саратов, 2013. Вып. 16. С. 126-131 ; Wissowa G. Religion und Kultus der Romer. München, 1912. S. 292 f. ; Weinstock S. Op. cit. P. 370 f. ; Gesche H. Op. cit. S. 68 f. ; Ehrenwirth U. Op. cit. S. 61 f. ; Kienast D. Op. cit. S. 24. Как отметил К. Крист, игры в честь побед Цезаря вылились в мощную политическую демонстрацию. См.: Крист К. История времен римских императоров от Августа до Константина / пер. с нем. ; под ред. Н. И. Диденко : в 2 т. Ростов н/Д, 1997. Т. 1. С. 69.

22. См.: Cohen H. Op. cit. P. 77. № 95. изображение на аверсе звезды и легенда DIVI F(ilius).

23. См.: Sydenham E. A. The coinage of the Roman Republic. L., 1952. № 1128-1130, 1132. Cohen H. Op. cit. P. 17. № 46.

24. ILS. 73 ; Dio Cass. XLVII. 18. 3-4. Charlesworth M. P. Op. cit. P. 22. Gesche H. Op. cit. S. 198 ; Fowler W. W. Op. cit. P. 121 ; Valvo A. Ottaviano e l'opinione publica di Roma in un passo liviano sulla 'lex Pedia' // Aspetti dell' opinione pubblica nel mondo antico. Milano, 1978. P. 111. C. Вайншток говорит, что в 42 г. до н. э. сенат официально утвердил то, что было принято еще в 44 г. до н. э. (WeinstockS. Op. cit. P. 391).

25. См.: Giard J.-B. Les monnaies du premier consulat d'Octave // Revue Numismatique. 1971. VI-ser. T. 13. P. 92.

26. См.: Giard J.-B. Op. cit. P. 101 ; Alföldi A. Op. cit. P. 119.

27. См. например : Grant M. Roman History from Coins : Some Uses of the Imperial Coinage to the Historian. N.Y., 1968. P. 19 ; LeviM. A. L' impero Romano. Torino, 1971. P. 69.

28. См.: Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987. С. 167.

29. Особенно много речей приводит Аппиан. См., например : App. B.C. III.41, III.86, IV. 93-95.

30. RG. I.1 ; Cic. Phil. II. 39. См. анализ событий : Botermann H. Op. cit.. S. 23-24 ; Rossi R. F. Op. cit. P. 79 ; Kolbe W. Der zweite Triumvirat // Hermes. 1914. 49. H. 2. S. 273-295 ; Kienast D. Op. cit. S. 25 ; Игна-тенко. В. Борьба за войско в Римском государстве в 44 г. до н. э. // Учен. зап. Хабаровск. пед. ин-та. 1961. Т. 6. С. 146 слл. ; Борухович В. Г. После мартовских ид 44 г. до н. э. (ист. очерк) // Античный мир и археология. Саратов, 1983. № 5. С. 132 и сл.

31. Nic. Dam. 31. 131-133. Аппиан упоминает раздачу колонистам не только денег, но и продовольствия (App. B.C. III. 31.123, 40.164). См.: Sordi M. Ottaviano e l'Etruria nel 44 a. C. // Studi Etruschi. 1972. Vol. 40. P. 5 f.

32. См.: Schmitthenner W. Politik und Armee in der späten Römischen Republik // Historische Zeitschrift. 1960. Bd. 190. S. 15. Ср.: Ehrenwirth U. Op. cit. S. 91-94 ; Sordi M. Op. cit. P. 15 f.

33. См.: BotermanH. Die Soldaten und die romische Politik in der Zeit von Caesars Tod bis zur Bengrudung des sweiten Triumvirats. München, 1968. S. 4 f. Ср.: S. 20 f.

34. См.: Scott K. The political Propaganda of 44 - 30 B.C. // Memoirs of the American Academy in Roma. 1933. Vol. 11. P. 9 f. По мнению исследователя, это особенно относится к Антонию, так как Октавиан в силу наследования имени Цезаря пользовался их расположением в большей степени. Ср.: SordiM. Op. cit. P. 11 ; Ehrenberg U. Op. cit. S. 62 f., 91 f. ; Alföldi A. Octavians Aufstieg zur Macht // Antike und Abendland. 1975. Bd. 21. H. 1. S. 5 f. ; Шифман И. Ш. Указ. соч. C. 47 ; Парфенов В. Н. Начало военно-политической карьеры Октавиана // Античный мир и археология. 1979. Вып. 4. С. 107.

35. Аппиан рассказывает о делегации центурионов к Антонию, упрекавших его именно в этом (App. B.C. III. 32. Cp. : Nic. Dam. 31.139). Антонию, как это следует из рассказа, удалось оправдаться перед посланцами («...центурионам показалось, что все, что он сделал, было сделано с ненавистью к убийцам и с хитростью к сенату» - App. B.C. III. 39), однако далее видно, что волнения ветеранов по этому поводу не успокоились.

36. Nic. Dam. 3i. m. Cp.: Dio Cass. XLV. i2.i. Как подчеркнул В. Н. Парфенов, на практике именно этот способ оказался наиболее действенным. См.: Парфенов В. Н. Рим от Цезаря до Августа. С. i7.

37. Цицерон говорил о казни трехсот «храбрейших мужей и лучших граждан» («trecentos fortissimos viros cuisque optimos trucidavit» - Phil. III. 4.i0). Cp. : «... delectos Martiae legionis centuriones trucidavit» (Cic. Phil. XIII. 8.i8). См. также: Dio Cass. XLV. 13.1-2 ; App. III. 43.

38. О переходе см.: Vell. Pat. II. б1.2 ; Cic. Phil. III. 3.7, IV. 2.б ; App. B.C. III. 45.185 ; Dio Cass. XLV. 13.3 ; Liv. ep. 117. См. также оценку событий : Scott K. Op. cit. P. 17 ; Rossi R. F. Op. cit. P. 88 ; Jal P. La guerre civile a Rome. Etude litteraire et morale de Ciceron a Tacite. Paris, 1963. P. i25 ff. ; Парфенов В. Н. Рим от Цезаря до Августа. С. 18.

39. App. B.C. III. 44-45.181-187. См. оценку : Boterman H. Op. cit. S. бЗ ; Борухович В. Г. После мартовских ид. С. 138.

40. См.: Boterman H. Op. cit. S. 72-73. См.: Bardt C. Plancus und Lepidus im Mutinischen Kriege // Hermes. 1909. Bd. 44. S. 575 f. ; HanslikR. L. Munatius Plancus // Pauly's Real-Encyclopädie der Classischen Altertums-wissenschaft, neue Bearbeitung von G. Wissowa. 1933. Hbbd. 31. S. 548 f.

41. Dio Cass. XLVI. Зб.1. Правда, Дециму удалось довольно быстро выявить и обезвредить эмиссаров Антония.

42. Cic. Ad fam. X. 32. 4. Подавлению восстания способствовало то обстоятельство, что легион был расквартирован отдельными когортами. «Если бы он находился у меня в одном месте, я не удержал бы его»,- откровенно признавался Азиний Поллион. См. также: Boterman H. Op. cit. S. 73.

43. Cic. Ad fam. X. 8.3. «Мне следовало укрепить настроение войска, которое не раз волновали большими наградами. Мне потребовалось время, большие труды и значительные расходы...», - писал Мунаций Планк 23 марта 43 г. до н. э. в отчете «консулам, преторам, народным трибунам, сенату, римскому народу и плебсу ».

44. См.: Bardt C. Op. cit. S. 591-593 ; Welch K. The Career of M.Aemilius Lepidus 49-44 B.C. // Hermes. 1995. Bd. 123. Hft. 4. P. 453 f. ; ScuderiR. Marco Antonio dell' opinione publica dei militari // Aspetti dell' opinione publica nel mondo antico. Milano, 1978. P. 130.

45. См.: Botermann H. Op. cit. S. 79. Ср.: Парфенов В. Н. Рим от Цезаря до Августа. С. 2i.

46. См., например, письмо Цицерона, адресованное Муна-цию Планку (Cic. Ad fam. X. 10.2).

47. См.: Ковалев С. И. История Рима. С. 474 ; Alföldi A. Portratkunst und Politik in 43 vols. Chr. // Nederlands kunsthistorisch Jaarboek. 1954. № 5. S. 1бЗ ; Mattingly H. EID MAR // Antiquite Classique. 1948. 17. P. 451. Как отметил К. Крист, Брут и Кассий на Востоке использовали методы цезарианцев, поскольку они узурпировали власть в провинциях, присвоили казенные деньги, имения, открыто демонстрировали свою власть. Отсюда исследователь делает вывод, что уже в 42 г. до н. э. старая республика стала идолом, т. к. само понятие республики было наполнено антимонархически содержанием (см.: Крист К. Указ. соч. С. 7б и сл.).

48. См.: Парфенов В. Н. Рим от Цезаря до Августа. С. 45 и сл. Портрет Брута имеется в собрании Эрмитажа. См.: Неверов О. Я. Портретные геммы республиканского Рима в собрании Эрмитажа // История и культура античного мира. М., 1977. Табл. 3. № 25 ; Неверов О. Я. Римские портретные геммы времени гражданской войны i в. до н. э. в собрании Эрмитажа // Сообщения государственного Эрмитажа. 1971. ХХХП. С. б0-б4 ; Walters H. Catalogue of the engraved gems and cameos (Greek, Etruscan and Roman) in the British Museum. London, 192б. № 3253. VollenweiderM. L. Verwendung und Bedeutung der Portratgemmen für das politische Leben der romischen Republic // Museum Helveticum. i955. Bd. i2. S. 9б. № i40. А. Альфельди отметил наличие гемм Кассия (Alföldi A. Portratkunst. S. 1бЗ. Табл. II. № б).

49. См.: Cohen H. Op. cit. P. 27-28 ; Perez C. Op. cit. P. 134-135. Неверов О. Я. Римские портретные геммы. С. б0. Причину использования гемм с собственными портретами, как цезарианцами, так и республиканцами, О. Я. Неверов связывает с тем, что портрету свойственна «особая эмоциональная сила убеждения», что и использовалось в пропаганде противоборствующих партий.