Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


речной транспорт

Речные переправы в транспортной системе СССР в условиях военного времени (на примере Нижней Волги в годы Великой Отечественной войны)

В статье анализируется положение волжских переправ в годы Великой Отечественной войны как важнейшего вида транспортного сообщения. Обобщены, систематизированы и дополнены сведения о работе переправ в довоенный период и во время Сталинградской битвы. Прослежены изменения в их количестве, дислокации и функционировании в период боевых действий. Показаны результаты работы волжских переправ. Сделан вывод об исключительности перевозок по Волге речным транспортом, в том числе в организации эвакуации.

НОВЕЙШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ ХЛЕБНОЙ ТОРГОВЛИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ. НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

В статье анализируются исследования уфимского историка М. И. Роднова, в которых исследуются пространство регионального хлебного рынка и механизм хлебной торговли в Уфимской губернии. Показана степень новизны концептуальных построений историка, исследующего большой комплекса вопросов, связанных как с анализом историографии проблемы, так и с изучением степени достоверности комплекса документальных источников различного происхождения, в том числе официальной и земской статистики, периодической печати, транспортной статистики и других материалов.

Экономический эффект реорганизации речного транспорта на Волге в 1934–1936 годы

В статье анализируется положение речного флота СССР в период его реорганизации в середине 1930-х гг. Показаны результаты проводимых мероприятий на примере деятельности Верхневолжского, Средневолжского и Нижневолжского водного транспорта на данном этапе. Сделан вывод об исключительной важности речной инфраструктуры Волги в транспортной системе народного хозяйства страны. Волжский флот выполнял более трети всех речных перевозок в СССР, однако из-за недостаточных капиталовложений испытывал постоянные трудности.

Накануне битвы за Сталинград: первая половина навигации 1942 года на Волге

В статье анализируется положение волжского водного транспорта в начале навигации 1942 г., особенности ее организации. Приведены результаты проводимых мероприятий по улучшению деятельности Верхневолжского, Средневолжского, Нижневолжского речного транспорта и пароходства «Волготанкер». Формируется вывод об исключительности перевозок, в том числе нефти, по Волге в это время. Однако продолжить начатую работу в полной мере не удалось, так как летом 1942 г. обстановка резко осложнилась (особенно это касалось Нижней Волги).