Для цитирования:
Петровский В. М. Свинец в античном судостроении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 459-464. DOI: 10.18500/1819-4907-2019-19-4-459-464
Свинец в античном судостроении
В статье рассматривается история использования свинца в античном судостроении. Автор констатирует, что удлинение торговых путей в VI–V вв. до н.э. потребовало создания нового типа торгового судна, которое могло дольше оставаться в море и нести больше груза. Решая проблему создания такого судна, античные судостроители столкнулись с рядом технических проблем. В их числе была защита подводной части корпуса судна от морских вредителей. Кроме того, требовалось подобрать материал для ряда вспомогательных деталей и механизмов – якорей, балансиров, труб и т. п., которые не могли быть изготовлены из дерева. Автор приходит к выводу, что, поскольку уровень развития металлургии в античное время был невысок, то свинец оказался единственным металлом, который по ряду причин стал широко использоваться в судостроении и оказал определенное влияние на его развитие.
- Parker A. J. Ancient Shipwrecks of the Mediterranean and the Roman Provinces. BAR International Series 580. Oxford, 1992. Р. 10.
- Gale Brown H. A Study of Lead Ingot Cargoes from Ancient Mediterranean Shipwrecks. Texas A&M University. 2011. P. 22.
- Ребрик Б. М. У колыбели геологии и горного дела. М. : Недра, 1984. С. 52.
- Черных Е. Н. Горное дело и металлургия в древнейшей Болгарии. София : Изд-во БАН Археологический институт, 1978. С. 38.
- Голубев О. В., Карабасов Ю. С., Коротченко Н. А., Черноусов П. И. Металлургия и время. Т. 1. Древний мир и раннее средневековье. М. : МИСиС, 2011. С. 99.
- Weiss D., Shotyk W. Archives of Atmospheric Lead Pollution // Naturwissenschaften. 1999. Vol. 86.6. Р. 236.
- Rosen В., Galili Е. Lead Use on Roman Ships and its Environmental Effects // The International Journal of Nautical Archaeology. 2007. Р. 2.
- Kapitan G. Ancient anchors – technology and classifi cation // 2nd The International of Nautical Archaeology and Underwater Exploration. Athens, 1984. Vol. 13, № 1. Р. 40. 11 Ibid. Р. 41.
- Joncheray J. P. The 1974 Еxcavations on the Wreck of Bon Porté (6th century BC) // The International Journal of Nautical Archaeology. 1974. Vol. 5, № 88. Р. 22.
- Carlson D. N. The Classical Greek Shipwreck at Tektas Burnu, Turkey // American Journal of Archaeology. 2003. Vol. 107. Р. 596.
- Joncheray J. P. Op. cit. Р. 107.
- Gale Brown H. Op. cit. Р. 31.
- Hocker F. Lead Hull Sheathing in Antiquity // 3rd International Symposium on Ship Construction in Antiquity. Athens, 1989. Р. 199.
- Бэкман В., Швенк В. Катодная защита от коррозии. М. : Металлургия. 1984. С. 32.
- Блаватский В. Д., Петерс Б. Г. Кораблекрушение IV в. начала III в. до н. э. около Донузлава // Советская археология. 1969. № 3. С. 151.
- Rosen В., Galili Е. Op. cit. Р. 6.
- Gale Brown H. Op. cit. Р. 32.
- Rosen В., Galili Е. Op. cit. Р. 5.
- Cousteau J. Y. Fish Men Discover a 2200-year-old Greek ships // National Geographic. 1954. Vol. 105(1), № 1–36. Р. 17.
- Hocker F. Op. cit. Р. 199–200.
- Steffy R. The Kyrenia Ship : An Interim Report on Its Hull Construction // American Journal of Archaeology. 1985. № 1. Р. 98.
- Hocker F. Op. cit. Р. 206.
- Weiss D., Shotyk W., Kempf O. Op. cit. Fig. 1.
- Parker A. J. Op. cit. Р. 330.
- Rosen В., Galili Е. Op. cit. Р. 2.
- Моррисон Дж., Уильямс Р. Греческие весельные корабли. История мореплавания и кораблестроения в Древней Греции. М. : Центрполиграф, 2014. С. 150.
- Rosen В., Galili Е. Op. cit. Р. 5.