Образец для цитирования:

Петровский В. М. Свинец в античном судостроении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 459-464. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-4-459-464


УДК: 
94(3)
Язык публикации: 
русский

Свинец в античном судостроении

Аннотация

В статье рассматривается история использования свинца в античном судостроении. Автор констатирует, что удлинение торговых путей в VI–V вв. до н.э. потребовало создания нового типа торгового судна, которое могло дольше оставаться в море и нести больше груза. Решая проблему создания такого судна, античные судостроители столкнулись с рядом технических проблем. В их числе была защита подводной части корпуса судна от морских вредителей. Кроме того, требовалось подобрать материал для ряда вспомогательных деталей и механизмов – якорей, балансиров, труб и т. п., которые не могли быть изготовлены из дерева. Автор приходит к выводу, что, поскольку уровень развития металлургии в античное время был невысок, то свинец оказался единственным металлом, который по ряду причин стал широко использоваться в судостроении и оказал определенное влияние на его развитие.

Литература
  1. Parker A. J. Ancient Shipwrecks of the Mediterranean and the Roman Provinces. BAR International Series 580. Oxford, 1992. Р. 10.
  2. Gale Brown H. A Study of Lead Ingot Cargoes from Ancient Mediterranean Shipwrecks. Texas A&M University. 2011. P. 22.
  3. Ребрик Б. М. У колыбели геологии и горного дела. М. : Недра, 1984. С. 52.
  4. Черных Е. Н. Горное дело и металлургия в древнейшей Болгарии. София : Изд-во БАН Археологический институт, 1978. С. 38.
  5. Голубев О. В., Карабасов Ю. С., Коротченко Н. А., Черноусов П. И. Металлургия и время. Т. 1. Древний мир и раннее средневековье. М. : МИСиС, 2011. С. 99.
  6. Weiss D., Shotyk W. Archives of Atmospheric Lead Pollution // Naturwissenschaften. 1999. Vol. 86.6. Р. 236.
  7. Rosen В., Galili Е. Lead Use on Roman Ships and its Environmental Effects // The International Journal of Nautical Archaeology. 2007. Р. 2.
  8. Kapitan G. Ancient anchors – technology and classifi cation // 2nd The International of Nautical Archaeology and Underwater Exploration. Athens, 1984. Vol. 13, № 1. Р. 40. 11 Ibid. Р. 41.
  9. Joncheray J. P. The 1974 Еxcavations on the Wreck of Bon Porté (6th century BC) // The International Journal of Nautical Archaeology. 1974. Vol. 5, № 88. Р. 22.
  10. Carlson D. N. The Classical Greek Shipwreck at Tektas Burnu, Turkey // American Journal of Archaeology. 2003. Vol. 107. Р. 596.
  11. Joncheray J. P. Op. cit. Р. 107.
  12. Gale Brown H. Op. cit. Р. 31.
  13. Hocker F. Lead Hull Sheathing in Antiquity // 3rd International Symposium on Ship Construction in Antiquity. Athens, 1989. Р. 199.
  14. Бэкман В., Швенк В. Катодная защита от коррозии. М. : Металлургия. 1984. С. 32.
  15. Блаватский В. Д., Петерс Б. Г. Кораблекрушение IV в. начала III в. до н. э. около Донузлава // Советская археология. 1969. № 3. С. 151.
  16. Rosen В., Galili Е. Op. cit. Р. 6.
  17. Gale Brown H. Op. cit. Р. 32.
  18. Rosen В., Galili Е. Op. cit. Р. 5.
  19. Cousteau J. Y. Fish Men Discover a 2200-year-old Greek ships // National Geographic. 1954. Vol. 105(1), № 1–36. Р. 17.
  20. Hocker F. Op. cit. Р. 199–200.
  21. Steffy R. The Kyrenia Ship : An Interim Report on Its Hull Construction // American Journal of Archaeology. 1985. № 1. Р. 98.
  22. Hocker F. Op. cit. Р. 206.
  23. Weiss D., Shotyk W., Kempf O. Op. cit. Fig. 1.
  24. Parker A. J. Op. cit. Р. 330.
  25. Rosen В., Galili Е. Op. cit. Р. 2.
  26. Моррисон Дж., Уильямс Р. Греческие весельные корабли. История мореплавания и кораблестроения в Древней Греции. М. : Центрполиграф, 2014. С. 150.
  27. Rosen В., Galili Е. Op. cit. Р. 5.
Полный текст в формате PDF (на русском языке):