Известия Саратовского университета. Новая серия.

История. Международные отношения

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


Для цитирования:

Полозова И. В. МУЗЫКА ПРИ ЦАРСКОМ ДВОРЕ В СЕРЕДИНЕ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. КАК ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ПЕРЕХОДНОГО ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ РОССИИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 11-?. DOI: 10.18500/1819-4907-2015-15-4-11-17

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 81)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
78.01

МУЗЫКА ПРИ ЦАРСКОМ ДВОРЕ В СЕРЕДИНЕ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. КАК ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ПЕРЕХОДНОГО ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ РОССИИ

Авторы: 
Полозова Ирина Викторовна, Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова
Аннотация: 

Статья посвящена рассмотрению культурно-исторических процессов, происходящих в России в XVII в. На примере музыкальной культуры выделяются постсредневековые и барочные стилевые черты. В работе анализируются формы бытования музыки при царском дворе, характеризуются певческие корпорации, жанровые разновидности, указываются новые певческие стили, акцентируется мысль о постепенном зарождении светского музицирования, театрального дела, военной музыки. Автор приходит к выводам об освоении в XVII в. новых форм бытования музыкального искусства и осторожной попытке интеграции отечественной музыки в общеевропейский культурный контекст.

Список источников: 

Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. C. 319.

Мезин С. А. История русской культуры X–XVII веков. М., 2003. С. 164.

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Минск, 2007. С. 111.

Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве (на материале рукописей XVI–XVII вв.): автореф. дис. ... докт. иск. / М., Государственный институт искусствознания, 2004. С. 38.

Мартынов В. И. История богослужебного пения. М., 1994. С. 108.

Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том 1. Сущность, система и история. М., 2004. С. 351.

Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI–XVII вв. Свердловск, 1991. С. 51, 52, 55.

Зверева С. Г. Монастырские клирошане XVI – первой половины XVII в. // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 125.

Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI–XVII вв. Свердловск, 1991. С. 69.

Полозова И. В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев: формы бытования в исторической перспективе. Саратов, 2009.

Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. С. 333.

Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков / составление текстов, переводы и общая вступительная статья А. И. Рогова. М., 1974. С. 28.

Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006. С. 76.

Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга 1. Государев двор или дворец. М., 1990. С. 205–206.

Панченко А. М. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 311–312.

Ломтев Д. Немецкий музыкальный театр в России. М., 2003. С. 13.

Черная Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999. С. 99, 115.