Известия Саратовского университета. Новая серия.

История. Международные отношения

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


Для цитирования:

Старостина И. Ю. Личность, правительница, жена в «Легенде о хороших женщинах» Джеффри Чосера (Гипсипила и Медея) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2011. Т. 11, вып. 2. С. 64-66. DOI: 10.18500/1819-4907-2011-11-2-1-64-66

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 81)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.111.09 – 1 + 929 Чосер

Личность, правительница, жена в «Легенде о хороших женщинах» Джеффри Чосера (Гипсипила и Медея)

Авторы: 
Старостина Инна Юрьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Данная статья посвящена проблеме изучения таких вопросов актуальной на сегодняшний день гендерной истории, как специфика изображения женщины и ее поведения в рамках публичного и частного пространства на материале мало исследованной в отечественной историографии поэмы английского поэта XIV в. Джеффри Чосера «Легенда о хороших женщинах», где женщина прорисована в трех ипостасях – как личность, правительница и жена; при этом повествователя больше всего интересует женщина как супруга, в меньшей – как мать. Одновременно источник позволяет выявить гуманистические представления Чосера о личности.

Список источников: 
  1. См.: The History of the women in the West. Silences of the Middle Ages. Harvard University Press, 1994 ; Orme N. Medieval children. Yale University, 2001 ; A history of private life. Revelations of the Medieval World. Harvard University Press, 1999 ; История женщин. Молчание средних веков : в 3 т. / под ред. Ж. Дюби, М. Перро. СПб., 2009. Т. II.
  2. О «Легенде» как литературном произведении см.: Chesterton G. K. Chaucer. L., 1932 ; Kean P. M. Chaucer and the making of English poetry. L., 1972 ; Burlin R. B. Chaucerian fiction. Princeton, 1977 ; Brewer D. Chaucer: the poet as storyteller. Hong Kong, 1984 ; Алексеев М. П. История английской литературы. М., 1943 : в 2 т. Т. 1 ; Аникст А. А. История английской литературы. М., 1956.
  3. См.: Rigby S. H. Chaucer in context. Society, allegory and gender. L., 1996. P. 120.
  4. См., например: Гарднер Д. Жизнь и время Чосера. М., 1986. С. 313, 346–347, 363 ; Rigby S. H. Op. cit. P. 4–5.
  5. См.: Brewer D. Op. cit. P. 2 ; Burlin R. B. Op. cit. P. 38 ; Kean P. M. Op. cit. P. 51.
  6. См.: The Legend of good women / The electronic edition was prepared by Douglas B. Killings 1996 // The Online Medieval and Classical Library. The Legend of Phillida. P. 1–2.
  7. Автор (Чосер) говорит в Прологе о своей признательности древним книгам, а также о своей любви к цветку маргаритке; здесь он засыпает и во сне встречает Бога Любви в окружении свиты, состоящей из благородных женщин античного мира, во главе которых находится царица Алкеста, самая добропорядочная из них.
  8. В Балладе Чосер ведет диалог с Богом Любви и Алкестой. Бог сердится на поэта за некоторые его произведения, в которых женщина представлена как неверная супруга. Алкеста прощает поэта и предлагает в качестве искупления вины написать поэму о добродетельных женщинах.
  9. См.: Алексеев М. П. Указ. соч. С. 208 ; Аникст А. А. Указ. соч. С. 40 ; Burlin R. B. Op. cit. P. 34. (Автор полагает, что цикл рассказов должна была венчать легенда об Алкесте). Возможно, произведение было Чосером оставлено вследствие изменившихся с 1386 г. обстоятельств его жизни и отдаления от двора.
  10. См.: The Legend of good women / The electronic edition was prepared by Douglas B. Killings 1996 // The Online Medieval and Classical Library; The Legend of good women by Gerard Ne Castro. Maine University at Machias, 2007.
  11. См.: Старостина И. Ю. Алкеста как ренессансный идеал личности у Чосера // Изв. Киев. ун-та. Сер. История (в печати).
  12. См., например: Brewer D. Op. cit. ; Burlin R. B. Op. cit.
  13. The Legend of Hypsipyla and Medea. P. 3.
  14. Ibid. P. 3.
  15. Ibid.
  16. Ibid. P. 5.
  17. Ibid.
  18. Ibid. P. 6.
  19. Ibid.
  20. Ibid. P. 5.
  21. Ibid. P. 1.
  22. См., например, изложение «Аргонавтики» Аполлодором в его работе «Мифологическая библиотека», а также упоминание у Овидия в «Героидах» основного источника заимствования Чосером античных преданий о коварстве и жестокости Медеи (Аполлодор. Мифологическая Библиотека. М., 1993. С. 23.)
  23. См. например: Ле Гофф Ж. История тела в средние века. М., 2008. С. 52 ; Rigby S. H. Op. cit. P. 120.
Поступила в редакцию: 
13.01.2011
Принята к публикации: 
19.02.2011
Опубликована: 
31.05.2011