Известия Саратовского университета. Новая серия.

История. Международные отношения

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


Для цитирования:

Горбачев Д. В. И. А. Фесслер о Французской революции: французские «уроки» немецкого консерватизма // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2012. Т. 12, вып. 1. С. 53-58. DOI: 10.18500/1819-4907-2012-12-1-53-58

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 109)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
94(44).04 + 929 Фесслер

И. А. Фесслер о Французской революции: французские «уроки» немецкого консерватизма

Авторы: 
Горбачев Дмитрий Викторович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Статья представляет собой анализ взглядов немецкого мыслителя И. А. Фесслера на Великую французскую революцию. Автор анализирует оценки, данные Фесслером, целям революции, деятельности революционных парламентов, роли широких масс населения. На примере Фесслера рассматривается отношение консервативной части немецкоязычной интеллектуальной элиты к французскому политическому опыту.

Список источников: 
  1. ДунаеваЮ.В.Французская литература ХVIIIв. Указатель литературы на русском языке за 1986–1999 гг. // Французский ежегодник. 2000. М., 2000. С. 255–256. Из более ранних работ см.: Деборин А. М. Фихте и Французская революция // Под знаменем марксизма. М., 1924. № 10/11, 12 ; Копелев Л. Немецкие литературные современники французской революции // Тр. Моск. ин‑та истории, философии и литературы. М., 1940. Т. 6. С. 225–242 ; Мошковская Ю. Я. Георг Форстер – немецкий просветитель и революционер XVIII в. М., 1961 ; Она же. Отклики на процесс Бабефа в Германии //Французский ежегодник. 1960. М., 1961. С. 121–135 ; Волгина Е. И. Творчество Гете 1790-х годов. Гете и Великая французская буржуазная революция : автореф. ... дис. д‑ра филол. наук. М., 1980.
  2. См.: Barton P. F. Ignatius Aurelius Fessler. Wien ; Koeln ; Graz, 1969 ; Id. Jesuiten, Jansenisten, Josephiner. Eine Fallstudie zur fruehen Toleranzzeit : Der Fall Inocentius Fessler. Wien ; Koeln ; Graz, 1978 ; Id. Erzieher, Erzaehler, Evergeten. Ein Beitrag zur politische Geschichte, Geistes- und Kirchengeschichte Schlesiens und Preussens 1786/1788–1796. Fessler in Schlesien. Wien ; Koeln ; Graz. 1980 ; Id. Maurer, Mysten, Moralisten. Ein Beitrag zur Kultur- und Geisgeschichte Berlins und Deutschlands 1796–1802. Fessler in Berlin. Wien ; Koeln ; Graz, 1982; Id. Romantiker, Religionstheoretiker, Romanschreiber. Ein Beitrag zur Kultur- und Geisgeschichte Deutschlands 1802–1809. Fessler in Brandenburg. Wien ; Koeln ; Graz, 1983 ; Maurice F. Freimaurerei um 1800. Ignaz Aurelius Fessler und die Reform der Grossloge Royal York in Berlin. Tuebingen, 1997 ;Лушин А. Н., Серков А. И. Тайна саратовского масона // Четыре века : сб. Саратов, 1991 ; Малов Н. М. Новые материалы по истории масонства в Саратовском крае // Саратовский краеведческий сборник : науч. тр. и публикации / под ред. проф. В. Н. Данилова. Саратов, 2002. С. 190–215 ; Горбачев Д. В. И. А. Фесслер в Поволжье : о чем «забыл» автор мемуаров // Изв. Сарат. ун‑та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2010. Т. 10, вып. 2. С. 88–92.
  3. См.: Fessler I. A. Rueckblicke auf seine siebzigjaerige Pilgerschaft. Bresslau, 1824. S. 338–343 ; Barton P. F. Romantiker… S. 201–219.
  4. См.: Barton P. F. Ignatius… S. 224.
  5. FesslerI.A.Rueckblicke… S. 316. На позицию Фесслера также могло оказать влияние его увлечение идеями И. Канта, выступившего в 1795 г. с идеей «вечного мира». О кантианстве Фесслера см.: FesslerI. A. Rueckblicke… S. 254–255.
  6. Fessler I. A. Resultate seines Denkens und Erfahrens als Anhang zu seinen Rueckblicken auf seine 70-jaerige Pilgerschaft. Bresslau, 1826.
  7. Ibid. S. 219.
  8. «Преданная всеобщей огласке первая конституция представляла собой наивысшую отметку тогдашней французской духовной культуры. Несомненно она была делом избранных, которые пользовались авторитетом передовых мыслителей у общественного мнения большого государства, и тем не менее почти каждая глава выдает работу ученика, неопытного в науке законодательства». См.: Fessler I. A. Resultate... S. 222.
  9. Barton P. F.Romantiker… S. 219–243. Следует отметить, что П. Ф. Бартон придерживался трактовки романтической историографии как сосредоточившейся в первую очередь на исследовании проблем национальности и государственности. Тема «Фесслер и романтизм, национализм, консерватизм» заслуживает отдельного обстоятельного разговора.
  10. Fessler I. A. Resultate… S. 222.
  11. «Сохранение в рабочем состоянии и использование этой конституции, колеблющейся в своих принципах, настолько очищенной ото всей идеальности и метафизики права в ее толковании прав человека, что это делало ее недействительной (sic! – Д. Г.), неопределённой в своих положениях, еще слишком возвышенной для не доросшей до свободы нации, для богатого фантазией и бедного разумом народа, было теперь предоставлено собранию, которое по большей части представляло собой лишь крикливых энтузиастов, неистовых фанатиков и дерзких новичков». См.: FesslerI. A. Resultate… S. 222–223.
  12. Ibid. S. 220.
  13. Ibid. S. 221.
  14. Ibid. S. 223.
  15. Ibid. S. 220.
  16. «Король и народ пожалели, что ждали блага от этих демагогов и актеров». См.: Fessler I. A. Resultate… S. 220.
  17. Ibid. S. 223.
  18. Ibid. S. 220.
  19. Ibid.
  20. Ibid.
  21. Ibid. Данная «всеобъемлющая идеальность» трактовалась Фесслером как некая способность политического деятеля уловить упомянутые выше «возможные или вероятные желания нации», встав выше «мелких» потребностей своей социальной группы.
  22. Ibid. S. 223.
  23. Ibid. S. 221–222.
  24. См. основные исторические работы Фесслера: Fessle I.A. Die alten und die neuen Spanier. Die Völkesspiegel. Bd. 1–2. Berlin, 1824 ; Id. Die Geschichte der Ungern und ihrer Landsassen. Bd. 1–10. Leipzig, 1815–1825.
  25. О формировании немецкой национальной идеи и ее связи с философскими концепции того времени см., например: Клементьев Б. С., Гладышев А. В. Философско-политическая ситуация в Германии конца XVIII – начала XIX вв. и национальный вопрос // Национальная идентичность в проблемном поле интеллектуальной истории : материалы междунар. науч. конф. Ставрополь ; Пятигорск ; Москва, 2008. С. 165–174.
  26. Fessler I. A. Resultate… S. 219.
  27. Ibid. S. 223.
  28. Ibid. S. 219.
  29. Мальбланш (Maleblanche), Николя (1638–1715 гг.) – французский религиозный философ, последователь Декарта. Занимался проблемами морали и гносеологии. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. XVIII-а. СПб., 1896. С. 495–496 ; Фенелон (Fenelon), Франсуа (1651–1715 гг.) – французский философ-моралист, писатель и педагог. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. XXXV. СПб., 1902. С. 455–457.
  30. Fessler I.A. Resultate… S. 223.
  31. Ibid. S. 221.
  32. Ibid.
  33. Ibid. S. 223.
  34. Ibid. S. 219.
  35. Ibid.
  36. Ibid. S. 219–220.
  37. Ibid. S. 220.
  38. На эту тему см., в частности: Epstein K. W. Die Ursprünge des Konservativismus in Deutschland. Der Ausgangspunkt : Die Herausforderung durch die Französische Revolution 1770–1806. Propyläen-Verlag, Berlin, 1973.
  39. Fessler I. A. Resultate… S. 225.
  40. Ibid. S. 226.
  41. «Только эта односторонность могла <…>всерьез утверждать, что республиканская или представительная форма государства превосходит монархическую форму правления; в то время как основательным знатокам истории известно, что на протяжении существования всех народов и государств не существовало республик в полном смысле слова, что в так называемых республиках, как и в монархиях, все так долго идет хорошо, как единственный великий человек хранит и оживляет государственную машину». См.: Fessler I. A. Resultate… S. 226.
Поступила в редакцию: 
19.12.2011
Принята к публикации: 
23.01.2012
Опубликована: 
01.03.2012