Образец для цитирования:

Королева И. А. Прижизненные портреты Елизаветы Петровны как источник визуального образа власти и правления императрицы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 283-289. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2018-18-3-283-289


УДК: 
929.657
Язык публикации: 
русский

Прижизненные портреты Елизаветы Петровны как источник визуального образа власти и правления императрицы

Аннотация

В статье рассматриваются прижизненные портреты императрицы Елизаветы Петровны, созданные художниками, работавшими в России в середине XVIII века. Автором предпринята попытка исследовать место портретного жанра в презентации образа личности русской императрицы и показать, что портрет как жанр изобразительного искусства, созданный в определенный исторический период, может являться визуальным источником для изучения государственного деятеля, а также дополнять известные документальные свидетельства эпохи.

Литература

1. Подробнее об этом см., например: ЭльфондИ. Я. Образ власти : Pro et contra. Саратов, 2011. С. 194-203.

2. См.: ВейдемейерА. Царствование Елисаветы Петровны. Сочинение А. Вейдемейера, служащее продолжением обзора главнейших происшествий в России, с кончины Петра Великаго... : в 2 ч. : СПб., 1834. Ч. 1. 143 с. ; 1834. Ч. 2. 143 с. ; Валишевский К. Дочь Петра Великого. М., 1990. 564 с. ; Анисимов Е. Елизавета Петровна. М., 2005. 426 с. ; Козлова А. А. Российская императрица Елизавета Петровна в оценках отечественных исследователей. Омск, 2008. 180 с. ; Лиштенан Ф. Д. Елизавета Петровна. Императрица, не похожая на других : [пер. с фр.]. М., 2012. 635 с. ; ПавленкоН. И. «Страсти у трона». История дворцовых переворотов. М., 1996. 320 с. ; ПавленкоН. И. Елизавета Петровна. М., 2018. 368 с. ; Писаренко К. А. Елизавета Петровна. М., 2014. 462 с. и др.

3. Евангулова О. С., Кареев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. М., 1994. 196 с.

4. Братья Гроот : портретист и зверописец. Немецкие художники при российском дворе. М., 2017. С. 13.

5. Андреева Ю. С. Луи Каравак и секуляризация русского искусства // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2017. Т. 17, № 4. С. 68-69.

6. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. XII. 1744-1748. СПб., 1830. № 8912 ; № 9371.

7. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравировальных портретов : в 4 т. Т. II : Е-0. СПб., 1887. Стб. 930.

8. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII -начало XX века. Каталог. Л., 1980. С. 129.

9. Записки императрицы Екатерины II / пер. с фр. Лондон, 1859. С. 107.

10. Ровинский Д. А. Указ. соч. Т. II. Стб. 930.

11. Андреева Ю. С. Католик Луи Каравак : к вопросу о религиозности художника эпохи рококо // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2017. Т. 17, № 3. С. 19.

12. Ильина Т. В. Иван Вишняков. Л., 1980. С. 31.

13. Записки Я. Штелина об изящных искусствах в России : в 2 т. М., 1990. Т. I. С. 45.

14. Андреева Ю. С. Луи Каравак и секуляризация русского искусства... С. 69.

15. Записки Я. Штелина... С. 57.

16. Братья Гроот : портретист и зверописец. С. 36.

17. Подробнее см.: Маркина Л. А. Портретист Георг Хри-стоф Гроот и немецкие живописцы в России середины XVIII века. М., 1999. 296 с.

18. Братья Гроот : портретист и зверописец. С. 46.

19. Там же. С. 40.

20. Там же. С. 44.

21. Голлербах Э. Ф. Портретная живопись в России. XVIII век. М. ; Пг., 1923. С. 34-35.

22. Экштут С. Как Елизавета Петровна Европу к миру принудила. Ломоносов, фон Преннер и большая игра // Родина. 2011. № 11. С. 63.

23. Там же. С. 78-85.

24. Голлербах Э. Ф. Указ. соч. С. 36.

25. Там же. С. 37.

26. Там же.

27. Записки Я. Штелина... С. 74.

28. Там же. С. 83.

Полный текст в формате PDF (на русском языке):