Известия Саратовского университета. Новая серия.

История. Международные отношения

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


Для цитирования:

Золотарев А. Ю. Правовой статус раба в раннесредневековой Англии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2012. Т. 12, вып. 3. С. 3-9. DOI: 10.18500/1819-4907-2012-12-3-3-9

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 102)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
94(410)

Правовой статус раба в раннесредневековой Англии

Авторы: 
Золотарев Антон Юрьевич, Воронежский государственный технический университет
Аннотация: 

Статья посвящена слабо разработанной в российской историографии проблеме рабства в раннесредневековой Англии. Рассматривается правовой статус раба, вопрос о его правоспособности. Делается вывод, что в англосаксонском обществе рабы обладали правоспособностью, но умаленной по сравнению со свободными, были ответственны за правонарушения, могли иметь семью и имущество. Это создало предпосылки для исчезновения рабства, слияния рабов и низших слоев свободных в вилланское сословие.

Список источников: 
  1. Краткую библиографию проблемы начнем все же со средиземноморского рабства, ибо соответствующие труды имеют фундаментальное значение: Bloch M. Comment et pourquoi finit l’esclavage antique //Annales ESC. Vol. 2. 1947. P. 30–44, 161–170 ; Verlinden C. L’esclavage dans l’Europe médiévale : 2 vols. Bruges ; Ghent, 1955–1971 ; Nehlsen H. Sklavenrecht zwischen Antike und Mittelalter. Göttingen, 1972 ; Bonnassie P. From slavery to feudalism in South-Western Europe. Cambridge, 1991 ; Rotman Y. Les esclaves et l’esclavage : de la Méditerranée antique à la Méditerranée médiévale. Paris, 2004. Работы о рабстве в более северных регионах : Karras R. M. Slavery and society in medieval Scandinavia. New Haven, 1988 ; Hammer C. I. A large-scale slave society in the early Middle Ages : slaves and their families in early medieval Bavaria. Aldershot, 2002 ; Rio A. Freedom and unfreedom in early medieval Francia : the evidence of legal formularies// Past and present. Vol. 193. 2006. P. 7–40. Монографии общего характера : Dockès P. Medieval slavery and liberation. Chicago, 1982 ; Philips W. D. Slavery from Roman times to the early transatlantic trade. Manchester, 1985.
  2. Основные или новейшие работы: Moore J. S. Domesday slavery // Anglo-Norman studies. Vol. XI. Woodbridge, 1988. P. 191–220 ; Pelteret D. Slavery in early medieval England. Woodbridge, 1995 ; The work of work : servitude, slavery, and labor in medieval England / еd. by A. J. Frantzen and D. Moffart. Glasgow, 1996 ; Wyatt D. Slaves and warriors in medieval Britain and Ireland, 800–1200. Leiden, 2009 ; Jurasinski S. The Old English penitentials and the law of slavery // English law before Magna Carta / еd. by S. Jurasinski, L. Oliver and A. Rabin. Leiden, 2010. P. 97–118.
  3. Виноградов П. Г. Средневековое поместье в Англии. СПб., 1911. С. 233–235, 322–325 ; Барг М. А. Исследования по истории английского феодализма в XI–XIII вв. М., 1962. С. 228–253.
  4. См.: Гуревич А. Я. Английское крестьянство в X – начале XI в. // Средние века. Вып. 9. М., 1957. С. 70–72, 92–97.
  5. См.: Петрушевский Д. М. Очерки по истории английского общества и государства в средние века. М., 2003. С. 32–34 ; Соколова М. Н. Свободная община в процессе закрепощения крестьян в Кенте и Уэссексе в VII–X вв. // Средние века. Вып. 6. М., 1955. С. 41–42, 46–48 ; Она же. Поместье в Англии до нормандского завоевания // Средние века. Вып. 32. М., 1969. С. 103, 105–106 ; Корсунский А. Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963. С. 74–75 ; Савело К. Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977. С. 14, 20–23. А. Г. Глебов впервые в отечественной литературе рассматривает роль рабства в системе общественно-экономических отношений в целом (см.: Глебов А. Г. Англия в раннее средневековье. Воронеж, 1998. С. 132–135, 147, 151–153), но в связи с ограниченным объемом книги анализ этот слишком краток.
  6. В англоязычной историографии попытки такого универсального подхода предпринимались О. Патерсоном и М. Финли (Patterson O. Slavery and social  death : comparative studies. Cambridge (Mass.), 1982 ; Finley M. Ancient slavery and modern ideology : 2nd ed. Princeton, 1998). В отечественной науке есть только работы об античном рабстве (см., например: Кузищин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990), где оно охарактеризовано со всех возможных сторон, но при этом там сложно найти четкое его определение.
  7. Обычным древнеанглийским словом для обозначения раба было theow, древненорвежским, используемым в области датского права – thrall. Значительно реже как диалектные или авторские варианты могли употребляться и другие лексемы (cniht, thegn, wealh), имевшие иные, более распространенные значения. Латиноязычные тексты VII–XI вв. обычно говорят о servi и ancillae, реже о mancipii или просто homines. Подробный анализ терминологии см.: Pelteret D. Op.cit. P. 41–49, 261–330.
  8. Единственным и непревзойденным описанием юридического статуса несвободных в англосаксонском обществе является статья из словаря Ф. Либерманна, приложенного к его же изданию англосаксонских законов. См.: Die Gesetze der Angelsachsen / Hg. von F. Liebermann. Bd. 2. H. 2 : Rechts- und Sachglossar. Halle, 1912. S. 689–697. Работа эта обладает всеми достоинствами и недостатками энциклопедической статьи.
  9. Wi., 27. Ссылки на древнеанглийские законы даются по изданию Ф. Либераманна (Die Gesetze der Angelsachsen / Hg. von F. Liebermann. Bd. 1. Halle, 1903) в соответствии с общепринятыми сокращениями и членением на титулы.
  10. Ine, 23.3. Видимо, тут речь идет об откупе от бичевания (ср.: Ine, 3.1). Уили – представители покоренного саксами кельтского населения. В другом месте законов Инэ говорится о выкупе господином жизни своего раба уиля (theowwealh), убившего свободного англа, за 60 шиллингов (Ine, 74).
  11. См.: Abt., 26. Следует отметить, что нигде, кроме этого текста, лэты более не упоминаются.
  12. Hl., 1–4.
  13. Ср.: Ine, 74 ; Af., 24. Как и свободный, эсн обладал честью. Связывание считалось ее поруганием и каралось штрафом, правда, значительно меньшим (Abt., 24 ; 88). Соответствующее деяние в отношении раба не зафиксировано как преступное.
  14. AGu., 4: «И чтобы каждый знал своего поручителя [при покупке] людей или лошадей или быков».
  15. Af., 18.1: «Если обрученная девушка совершит прелюбодеяние, если она из кэрлов, то поручителю следует возместить 60 шиллингов; и должно быть заплачено вещами и скотом, но человека [в уплату] отдавать не должно». В более древних законах Инэ раб в похожем случае приравнивался к оружию и доспехам (Ine, 54.1).
  16. Ine, 24.1.
  17. В «Судебнике Альфреда» (Af., Pr.12) туманно сказано, что проданная (видимо, за долги) в рабство девушка не должна быть, как другие рабыни или служанки («Theah hwa gebicge his dohtor on theowenne ne sie he ealles swa theowu swa othru mennenn»), что является измененной цитатой из Второзакония (Исх., 21:7): «Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы».
  18. Отсюда отмечаемое еще Тацитом желание германцев сбыть рабов-соплеменников (Германия, 24), а также запрещающие продавать рабов за море нормы англосаксонских законов (см. ниже).
  19. Af., Pr. 11.
  20. Af., 43: «Всем свободным людям должны быть эти дни, но не рабам и эснам (esnewyrhtum): 12 дней на Рождество и тот день, когда Христос одолел дьявола, и годовщина св. Григория, и 7 дней до Пасхи, и 7 дней после нее, день св. Петра и св. Павла, и осенью вся неделя перед св. Марией, и в честь всех святых один день; и четыре среды в четыре поста должны быть даны всем рабам для того, чтобы они могли дать тому, кто им понравиться, что-нибудь из того, что им кто-нибудь подаст во имя Бога, либо из того, что они смогут заработать в немногие свободные моменты времени». «Каноны Теодора», латинская версия «Пенитенциалия Теодора», запрещали лишать раба законно приобретенного имущества (см.: Pelteret D. Op. cit. P. 104). Любопытно, что «Судебник Альфреда» – последний из текстов юридического характера, где содержится упоминание об эснах. Рискну предположить (развернутую аргументацию предложу в следующей работе), что увеличение числа рабов и доли рабского труда, особенно в сельском хозяйстве, в IX и последующих веках нивелировало разницу между двумя этими социальными группами, поскольку эсны, скорее всего, были именно сельскохозяйственными работниками.
  21. II As., 24: «[Если] тот, кто покупает имущество со свидетелями, потом вынужден обратиться за поручительством [так как ему вчинен иск], тогда тот, у которого он купил, должен взять его назад, будь он свободный или раб, и чей бы он ни был».
  22. См.: Abt., 4 ; 9 ; 90.
  23. См.: Oliver L. The beginnings of English law. Toronto, 2002. P. 93–94. Особенность текста следующая: перечисляются кражи, совершенные керлом против вышестоящих и равных, затем происходит логический разворот и говорится уже о преступлениях зависимых, но вот в отношении кого, не понятно. Исходя из контекста (см. Abt., 85–88) более вероятным будет, что в отношении равных им. Кражи у свободных, судя по всему, наказывались бичеванием или смертью (Wi., 27 ; Ine, 48). Преступления, объектами которых выступали несвободные, наказывались, как уже говорилось.
  24. Wi., 9–10 ; 13 ; 15. Буквально сказано так: «…возместит 6 шиллингов или свою кожу (his hyd)». В законах Инэ (Ine, 3.1) говорится: «Если же раб будет работать без его [господина] ведома, то лишится своей кожи или выкупится от бичевания». Размер выкупа узнаем из другой клаузулы: «Кожа уиля 12 шиллингов» (Ine, 23.3). В Кенте свободные за эти преступления платили healsfang (Wi., 11–12 ; 14), платеж, который составлял пятую часть вергельда (Oliver L. Op.cit. P. 171). В Уэссексе несоблюдение субботнего дня было чревато обращением в рабство (Ine, 3.2.). Пенитенциалии и законодательство начала XI в., составленное архиепископом Вульфстаном Йоркским, продолжали борьбу с нарушением свободными и рабами важнейших христианских табу, признавая ответственность всех христиан, но ответственность при этом неравную. Например, за несоблюдение поста – штраф для «свободных бедняков» и бичевание для рабов (VII Atr., 2). Подробнее см.: Pelteret D. Op. cit. P. 89–105 ; Jurasinsky S. Op. cit.
  25. Hl., 1–4 ; Wi., 27 ; Ine, 24–24.1 ; 74–74.1.
  26. Wi., 26–26.1 ; Ine, 7.1 ; 12.
  27. IV As., 6–6.7. В другом указе Этельстана (II As., 19) говорится, что уличенный в краже посредством ордалии раб подвергается троекратному бичеванию, если не будет (видимо, господином) уплачена двойная стоимость похищенного.
  28. III Em., 4.
  29. I Atr., 2. Свободный в этом случае выплачивал двукратную стоимость похищенного истцу и вергельд своему лорду (I Atr., 1.5). Второй раз и свободный, и раб могли «искупить вину только своей головой (ne sy thaer nan other bot buton thaet heafod)» (I Atr., 1.6 ; 2.1).
  30. См.: Miracula Sancti Swithuni // Acta Sanctorum. Iulii. T. 1. Antwerpen, 1719. P. 335–336.
  31. К этому списку следует добавить кастрацию раба за изнасилование рабыни (Af., 25.1).
  32. Ine, 47. Представляется, что англосаксонское поручительство имело много общего с древнеирландским, а там поручителем мог выступать человек, как минимум, такого же статуса, что и ответчик (см.: Шкунаев С. В. Община и общество у западных кельтов. М., 1989. С. 57–60).
  33. Wi., 22–24.
  34. Abt., 10–11 ; 14 ; 16.
  35. Эксплицитно это выражено в Af., 25: «Если кто-либо изнасилует рабыню керла, он заплатит 5 шиллингов возмещения керлу и 60 шиллингов штрафа».
  36. Wi., 14: «Если кто-либо в пост дает своим домашним мясо, он должен их выкупить, свободного ли, раба ли, [уплатив] healsfang».
  37. В его кодексе об этом сказано так: «Многие могущественные люди, если смогут и им то будет позволено, пусть будут защищать своих людей так, как им покажется легче, будь то свободный или раб, но мы не разрешаем этим злоупотреблять» (II Cn., 20.1). Кодекс этот написан при активном участии йоркского архиепископа Вульфстана. В принадлежащем его перу трактате «Об обязанностях епископа» эта мысль также нашла свое выражение: «Защита в меру всех возможностей насильственно порабощенного лица является обязанностью каждого господина, поскольку и они, и те, кто свободен, равным образом дороги Богу и куплены им за одинаковую цену» (Episc., 13).
  38. См.: Золотарев А. Ю. Государство и суд в раннесредневековой Англии : дисс. … канд. ист. наук. Воронеж, 2005. С. 114–127. Другим элементом этой системы была всеобщая круговая порука (frankpledge), охватывавшая все свободное население страны. Но, как кажется, упомянутый выше указ Этельстана (IVAs., 6–6.7) свидетельствует о том, что параллельное явление существовало и для рабов.
  39. Цит. по: Jurasinsky S. Op. cit. P. 113–114.
  40. Ф. Либерманн приводил его как доказательство легитимности браков между рабами (Die Gesetze… Bd. 2. H. 2. S. 692). Д. Пелтерет считал, что эта норма была направлена на сохранение стабильности браков рабов и свидетельствует об улучшении их положения (см.: Pelteret D. Op. cit. P. 103–104). А. Франтцен указывает на то, что автор древнеанглийского перевода явно не был знаком с обозначенной в латинском оригинале практикой и поэтому не понял бессмысленности своего перевода (Frantzen A. Sin and sense : editing and translating Anglo-Saxon handbooks of penance // Making sense : constructing meaning in Early English / ed. by A. Di Paolo Healy and K. Kiernan. Toronto, 2007. P. 67). С.Джурасински затрудняется прийти к какому-либо определенному выводу, предполагая, что браки рабов регулировались местными обстоятельствами, как это было в Риме в конце Античности и начале Средневековья (Jurasinsky S. Op. cit. P. 117).
  41. См.: Scriftboc / transl. by A. Frantzen. URL: http://www. anglo-saxon.net/penance/TSBOC121_92a.html (дата обращения: 30.01.2012). Можно также вспомнить процитированное выше место из пролога к законам Альфреда Великого, заимствованное из Второзакония, об освобождаемом рабе, не желающем оставить свою жену и детей (Af., El.11), но неясно, насколько именно в этой части отражены англосаксонские реалии.
  42. Abt., 85.
  43. См.: Scriftboc.
  44. См.: Pelteret D. Op. cit. P. 106.
  45. Old English Penitential / transl. by A. Frantzen. URL: http://www.anglo-saxon.net/penance/TOEP482_6a.html–TOEP482_6b.html (дата обращения: 30.01.2012). В оригинале сказано «aeht» (букв. «имущество»), под этим термином безусловно надо понимать раба. За убийство свободного покаяние продолжалось 3 года (см.: Old English Penitential. URL: http://www.anglosaxon.net/penance/TOEP482_6a.html (дата обращения: 30.01.2012)).
  46. Old English Penitential. В оригинале сказано «hire wifman» («ее женщина»). В один ряд с этими нормами пенитенциалиев можно поставить цитаты из Второзакония (Исх. 21:20–21 ; 26), включенные (на этот раз без изменений) в пролог к «Судебнику Альфреда» (Af., Pr. 17 ; 20): «Если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан. Но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро… Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз».
  47. См.: Miracula Sancti Swithuni. P. 331–335.
  48. См.: Pelteret D. Op. cit. P. 58–59. Автор справедливо замечает, что обычно англосаксонские рабы работали все же без оков.
  49. Ine, 11 : «Если кто продаст за море своего соотечественника, раба или свободного, даже если тот будет виновен, он должен уплатить свой вергельд». Современные им законы Уитреда (Wi., 26) рассматривают продажу за море (ofer sae) как вполне допустимую.
  50. V Atr., 2 ; VI Atr., 9 ; II Cn., 3.
  51. II Cn., 54 : «Если женатый человек совершит прелюбодеяние со своей рабыней, он ее лишится и возместит за себя Богу и людям».
  52. Вопрос о работорговле и об использовании рабов их хозяевами я планирую рассмотреть в одной из следующих статей, посвященных рабству в раннесредневековой Англии.
  53. Корнелий Тацит. Сочинения : в 2 т. / пер. и ред. А. С. Бобовича, Я. М. Боровского, М. Е. Сергеенко. М., 1993. Т. I. С. 364.
  54. Д. Пелтерет пишет, анализируя высказывания о рабах архиепископа Вульфстана, что для него «раб был не скотиной, но человеческим существом, стоящим на самой нижней ступени социальной лестницы», не ответственным в той же степени за свои деяния, что взрослый свободный человек (Pelteret D. Op. cit. P. 90–91). Однако этот вывод было бы неверно распространять на юридическую ответственность рабов в целом. То, что они находились под покровительством, еще не делало из них детей. Несовершеннолетних, и в англосаксонском праве тоже, не наказывали строже взрослых, как это происходило с рабами. Как я постараюсь показать в дальнейшем, в представлении англосаксов раб был человеком враждебным, опасным, а потому подлежащим более строгому наказанию.
  55. См.: Кузищин В. И. Указ. соч. С. 89
Поступила в редакцию: 
18.06.2012
Принята к публикации: 
13.08.2012
Опубликована: 
30.09.2012