Известия Саратовского университета. Новая серия.

История. Международные отношения

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


Для цитирования:

Дементьева В. В. Историческая память римлян как объект изучения современного антиковедения (новые работы о pompa funebris и imagines maiorum) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2009. Т. 9, вып. 2. С. 36-43.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 9)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
930.1(09) (37+38)

Историческая память римлян как объект изучения современного антиковедения (новые работы о pompa funebris и imagines maiorum)

Авторы: 
Дементьева В. В., Ярославский государственный университет
Аннотация: 

Изучение проблемы memoria и res publica в современной историографии включает в себя исследование погребальной процессии. В проанализированных в данной статье трудах историки по-разному видят приоритетность функций исторической памяти применительно к pompa funebris: К.‑Й. Хёлькескамп выделяет коммуникативную, Э. Флаиг – обосновывающую, а У. Вальтер – и ту, и другую. Воспитательной функции pompa funebris больше других авторов новых работ уделил внимание Э. Флаиг. Аргументация исследователями вывода о точности передачи реалий прошлого в ходе pompa funebris способствует реабилитации исторической памяти римлян в целом, в том числе косвенно, как представляется автору статьи, и римского историописания. Обоснование антиковедами отсутствия фальсификаций в laudationes помогает смягчить негативное восприятие достоверности информации в elogia, имевших первоисточником, в числе прочего, и надгробные речи.

Список источников: 
  1. Flaig E. Ritualisierte Politik. Zeichen, Gesten und herrschaft im Alten Rom. Göttingen, 2003. S. 49–68; Hölkeskamp K.‑I. Senatus populusque Romanus. Die politische Kultur der Republik. Dimensionen und Deutungen. Stuttgart, 2004. S. 188–190; Walter U. Memoria und res publica. Zur Geschichtskultur im republikanischen Rom. Frankfurt am Main, München, 2004; Idem. „Ein Ebenbild des Vaters“. Familiale Wiederhohlung in der Historiographischen Traditionsbildung der Römischen Republik // Hermes. 2004. Bd. 132. S. 406–425; Idem. Ahn macht Sinn. Familientradition und Familienprofil im republikanischen Rom // Sinn (in) der Antike. Orientirungssysteme, Leitbilder und Wertkonzepte im Altertum. Mainz am Rhein, 2003. S. 255–278.
  2. Flaig E. Op. cit. S. 49–68.
  3. Дементьева В.В. Римская Республика: институциональная история и семиология // Политика. Идеология. Культура. Проблемы всемирной истории: Сб. науч. тр. Ярославль: ЯрГУ, 2006. С. 3–11.
  4. Schneider K. Imagines maiorum // RE. Sp. 1098.
  5. Latte K. Römische Religionsgeschichte. München, 1960. S. 100.
  6. Kierdorf W. Laudatio funebris. Interpretationen und untersuchungen zur Entwicklung der römischen Leichenrede. Meisenheim am Glan, 1980. S. 79.
  7. Штербенк-Эркер Д. Оплакивание покойника в Риме: материал к анализу роли женщины в римском трауре // Древнее Средиземноморье: религия, общество, культура: Сб. статей / Под ред. О.П. Смирновой, А.Л. Смышляева. М.:ИВИ РАН, 2005. С. 180.
  8. Dupont F. Les monsters de Seneque. Pour une dramaturgie de la tragedie romaine. Paris, 1994.
  9. Hölkeskamp K.‑I. Op. cit. S. 188–190.
  10.  Ibid. S. 189.
  11. Ассман Я. Культурная память: Письма, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. М., 2004. С. 65.
  12. Там же. С. 83–84.
Поступила в редакцию: 
10.03.2009
Принята к публикации: 
10.04.2009
Опубликована: 
27.04.2009
Краткое содержание:
(загрузок: 9)