Известия Саратовского университета. Новая серия.

История. Международные отношения

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


Для цитирования:

Юдин К. А. Аккорды «холодной войны»: музыка как ресурс для репрезентации «образа другого» в англо-американском кинематографе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 353-358. DOI: 10.18500/1819-4907-2021-21-3-353-358

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 3)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[791:78](410+73)|19|

Аккорды «холодной войны»: музыка как ресурс для репрезентации «образа другого» в англо-американском кинематографе

Авторы: 
Юдин Кирилл Александрович, Ивановский государственный химико-технологический университет
Аннотация: 

В статье рассматривается роль музыки и звуковых эффектов в англо-американском кинематографе. Предпринимается попытка оценить политико-символический потенциал медиа-ресурсов для репрезентации «образа другого». С этой целью анализируется ряд конкретных кинопроизведений, созданных на разных этапах «холодной войны». Делаются выводы об использовании следующих способов медиа-конструирования: нуар-репрезентация, политико-сатирический спектр, режимы адресно-локального или смешанного (комбинированного) заимствования композиций, имитации «иной» культуры.

Список источников: 
  1. В классе А. Б. Гольденвейзера : сборник статей / сост. Д. Д. Благой, Е. И. Гольденвейзер. М. : Музыка, 1986. С. 27.
  2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М. : Музыка, 1988. С. 16.
  3. Шопенгауэр А. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 5. М. : Республика ; Дмитрий Сечин, 2011. С. 333.
  4. Эйхенбаум Б. М. Проблемы киностилистики // Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино» / под общ. ред. Р. Д. Копыловой. СПб : Российский институт истории искусств, 2001. С. 21.
  5. Беловицкая А. А., Быкова Н. И. Актуальность использования классической музыки в современном кинематографе // Молодежь третьего тысячелетия : сборник научных статей XLII региональной студенческой научно-практической конференции (Омск, 2–7 апреля 2018 г.) / отв. ред. С. В. Белим. Омск : ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, 2018. С. 1263.
  6. Brown R. Overtones and Undertones: Reading Film Music. LA : University of California Press, 1994. P. 239.
  7. Беловицкая А. А., Быкова Н. И. Указ. соч. С. 1261.
  8. Hickman R. Reel Music : Exploring 100 Years of Film Music. New York : W. W. Norton, 2006. P. 68.
  9. Бородин Б. Б. «Затравленное фортепиано» и великий немой // Наука телевидения. 2020. Т. 16, № 2. С. 181.
  10. Цит. по : Татарский П. А. Музыка в кинематографе : культурологический анализ// Aspectus. 2014. № 4. С. 69.
  11. Юдин К. А. Кинополитика и идеология США в период «холодной войны» // Вопросы истории. 2020. № 12-1. С. 84–97.
  12. Чернышов А. В. К вопросу о звуке в кинофантастике // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 364. С. 61–64.
  13. Смирнов Д. Г. Война образов в символической политике холодной войны : семиологические аспекты // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2019. Вып. 2 (19). Философия. С. 60–68.
  14. Белов С. И. Легитимация покупки Аляски США в американском историческом кинематографе периода «холодной войны» // Вопросы истории. 2020. № 2. С. 208–216.
  15. Бетмакаев А. М. Феномен «культурной холодной войны» в зарубежной историографии международных отношений // Дневник Алтайской школы политических исследований. 2010. № 26. С. 61–65.
  16. Davenport L. E. Jazz Diplomacy : Promoting America in the Cold War Era. Jackson : University Press of Mississippi, 2009. 208 p.
  17. Кирюхин Д. В. Репрезентация власти первых Тюдоров в рамках новой политической истории // Вестник Мининского университета. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. № 1–2 (14). С. 11.
  18. Кирюхин Д. В. Образы власти в политических предсказаниях и астрономии : «Книга астрологии» Генриха VII как визуальный источник // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : История. Международные отношения. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 41. https://doi.org/10.18500/1819-4907-2020-20-1-41-46
  19. Riabov O. The red machine : The dehumanization of the communist enemy in American Cold War cinema // Quaestio Rossica. 2020. Vol. 8, № 2. P. 536–550.
  20. Юдин К. А. «Холодная война» – «холодный» юмор : политико-сатирическая имагосфера англо-американского кинематографа 1960-х гг. // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 2, ч. 2. С. 351–367.
  21. Shaw T. Hollywood’s Cold War. Edinburgh : Edinburgh University Press, 2007. P. 107.
  22. Рябов О. В. «From Russia with love» : образ СССР в гендерном дискурсе американского кинематографа (1946–1963) // Общественные науки и современность. 2013. № 5. С. 171.
  23. Рахманова Т. Д. Эволюция американского вестерна : жанр массового кино от зарождения до мифа // Клио. 2014. № 5 (89). С. 29–32.
  24. Музыка вместо сумбура : Композиторы и музыканты в Стране Советов. 1917–1991 / сост. Л. В. Максименков. М. : Междунароный фонд «Демократия», 2013. С. 320.
  25. Федоров А. В. Отражения : Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. М. : Издательство МОО «Информация для всех», 2017. С. 21.
  26. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Центральный комитет КПСС. Оп. 125. Д. 636. Л. 299.
  27. Рычков К. Классическая музыка в голливудском кино // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 1. С. 148–169.
  28. Волкова П. С., Горбатова О. В. Диалог искусств : музыка и кинематограф // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 144.