Izvestiya of Saratov University.

History. International Relations

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


For citation:

Pozdnyakov A. N. State Policy Concerning the Formation and Development of Pedagogical Education in Russia in the First Half of the Nineteenth Century. Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 18-22. DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-1-18-22

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Full text:
(downloads: 116)
Language: 
Russian
Article type: 
Article
UDC: 
37(470)|18|

State Policy Concerning the Formation and Development of Pedagogical Education in Russia in the First Half of the Nineteenth Century

Autors: 
Pozdnyakov Alexander Nikolaevich, Saratov State University
Abstract: 

The article considers the formation of the organizational structure of pedagogical education in Russia in the first quarter of the nineteenth century. It conformed to the system of education, which resulted from the ongoing educational reforms. Special attention is paid to pedagogical institutions established at universities. The role of the Main pedagogical Institute is highlighted. Key words: educational reform of Alexander I, system of pedagogical education, teachers ' Seminary, teacher training institutes.

Reference: 

1. Дорохова Т. С. Учитель и его формирование : исторический опыт передачи образованности и культуры (О результатах XXXI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО) // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С. 164-171.

2. Гончаров М. А. Нормативно-правовые основы организации управления педагогическим образованием в России в первой половине XIX века // Преподаватель. XXI век. 2013. Т. 1, № 1. С. 162-170.

3. Никулина Е. Г. Становление профессиональной подготовки учителей в России в XIX веке // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2014. № 1 (2). С. 76-81

4. Нечаева О. П. О правовой подготовке учителей в XIX веке // Государство и общество : проблемы управления и права : сб. науч. ст. Волгоград, 2013. С. 159-162.

5. Поздняков А. Н. История становления образования в России XVII-XVШ вв. : особенности политики по подбору и подготовке учительских кадров // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 158-162.

6. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения : 1802-1902. СПб., 1902. 785 с.

7. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVШ-XIX веках. СПб., 1912. 728 с.

8. Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. М., 1900. 589 с.

9. Шмид Г. К. История средних учебных заведений в России. Прил. к «Журналу Министерства народного просвещения». СПб., 18--. 684 с.

10. Об учреждении министерств. Манифест от 8 сентября 1802 года // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года (далее - ПСЗ). Собрание 1-е : в 45 т. Т. 27. СПб., 1830. С. 244.

11. См.: Об учреждении учебных округов с назначением для каждого особых губерний. Именной, данный Сенату, от 24 января 1803 года // ПСЗ. Собрание 1-е. Т. 27. С. 442.

12. Об устройстве училищ. Именной, данный Сенату, от 24 января 1803 г. // ПСЗ. Собрание 1-е. Т. 27. С. 437-442.

13. Устав учебных заведений, подведомых университетам. Высочайше утвержден 5 ноября 1804 г. // ПСЗ. Собрание 1-е. Т. 28. СПб., 1830. С. 626-647.

14. Шмид Г. К. Указ. соч. С. 55.

15. Устав Императорского Московского университета. Высочайше утвержден 5 ноября 1804 года // ПСЗ. Собрание 1-е. Т. 28. С. 583.

16. См.: Устав Императорского Харьковского университета. Высочайше утвержден 5 ноября 1804 года // ПСЗ. Собрание 1-е. Т. 28. С. 589-607.

17. См.: Устав Императорского Казанского университета. Высочайше утвержден 5 ноября 1804 года // ПСЗ. Собрание 1-е. Т. 28. С. 607-626.

18. Рождественский С. В. Исторический обзор. С. 59-60.

19. Об учреждении Педагогического института в Санкт-Петербурге из бывшей прежде Учительской гимназии. Высочайше утвержденный доклад Министра народного просвещения от 16 апреля 1804 года // ПСЗ. Собрание 1-е. Т. 28. С. 270.

20. См.: Устав Академии наук. Высочайше подписан 25 июля 1803 года // ПСЗ. Собрание 1-е. Т. 27. С. 786-800.

21. Григорьев В. В. Указ. соч. С. 309.

22. Шмид Г. К. Указ. соч. С. 62.

23. Об учреждении Педагогического института в Санкт-Петербурге из бывшей прежде Учительской гимназии. Высочайше утвержденный доклад Министра народного просвещения от 16 апреля 1804 года // ПСЗ. Собрание 1-е. Т. 28. С. 270.

24. Новое образование Главного педагогического института с приложением штата оному. Высочайше утверждено 23 декабря 1816 года // ПСЗ. Собрание 1-е. Т. 33. С. 1133.

25. Григорьев В. В. Указ. соч. С. 311.

26. Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге. Высочайше утвержденный 8 февраля 1819 г. доклад Министра духовных дел и народного просвещения // ПСЗ. Собрание 1-е. Т. 36. С. 63.

27. Рождественский С. В. Исторический обзор. С. 67-68.

28. Об учреждении при Главном педагогическом институте второго разряда для образования в нем учителей приходских и уездных училищ с приложением первоначального образования и штата сего разряда. Высочайше утвержденный доклад Главного правления училищ от 25 октября 1817 года // ПСЗ. Собрание 1-е. Т. 34. С. 836.

29. Воронов А. С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно. СПб., 1849. С. 179.

30. Уваров С. С. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833-1843. Записка, представленная Государю Императору Николаю Павловичу. СПб., 1864. С. 30.