For citation:
Kolokolova N. S. Спартак на дорогах свободы: герой, «Христос-искупитель восставших рабов», убийца. Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2018, vol. 18, iss. 4, pp. 440-444. DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-4-440-444
Спартак на дорогах свободы: герой, «Христос-искупитель восставших рабов», убийца
В статье рассматривается история воплощений в кино Спартака. Основы его образа как героического борца за свободу рабов были заложены известным романом Р. Джованьоли, и этот образ сохранялся до второй половины ХХ в. В известном фильме Стенли Кубрика (1960 г.) акценты были смещены, и образ Спартака приобрел ряд новых смыслов, в том числе библейских и христианских. Само восстание было показано как обреченное на неудачу, а Спартак приобрел черты библейского Моисея, ведущего избранный народ в Землю Обетованную. Два новых обращения к образу Спартака и сериал «Спартак» отличает падение значимости в них масштабной
общественной проблематики (фильм 2004 г.) и обращение к чистой зрелищности с крайним усилением негативного содержания (насилие, убийства и т. п.).
Мишулин А. В. Спартаковское восстание. М., 1936.
Чиглинцев Е. А. Рецепция античности в культуре конца XIX – начала XXI вв. Казань, 2009.
Театральная энциклопедия : в 5 т. Т. 1 / ред. С. С. Мокульский. М., 1961.