Izvestiya of Saratov University.

History. International Relations

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


For citation:

Gladkov A. K. Nugae Curialium: Criticism of Dispositions of the Courtiers in Political Thought of Twelfth Century England. Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2012, vol. 12, iss. 3, pp. 9-14. DOI: 10.18500/1819-4907-2012-12-3-9-14

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Full text:
(downloads: 52)
Language: 
Russian
Article type: 
Article
UDC: 
94(410)82/89

Nugae Curialium: Criticism of Dispositions of the Courtiers in Political Thought of Twelfth Century England

Autors: 
Gladkov Alexander Konstantinovich, Institute of World History of the Russian Academy of Sciences
Abstract: 

This article deals with the problem of frivolities («nugae») in social and political life of England in the twelfth century. According to John of Salisbury’s «Policraticus of the frivolities of courtiers and the footprints of philosophers» («Policraticus sive de nugis curialium et vestigiis philosophorum», 1159) frivolities are the most significant part of «vita tyranni». Not only courtiers, but also kings, live without understanding of their great role in the state. Immoderate love of hunting, games of chance, magic, music and theatre transforms «reasonable human» into «unbalanced animal». These frivolities influence on the courtiers and their king, who substitutes ideals of «common life» and «common safety» for the «love of himself» and self interests. John of Salisbury fights against «epicurean» apology of pleasures in common and individual life of all parts of society, especially in life of courtiers, and defends Christian ideals of moderation. Thinker creates an image of king and his court in the mirror of frivolities. Study of such kind of everyday life helps to understand nature and peculiarities of perceptions of the unjust power (tyranny) in the middle ages.

Reference: 
  1. Schaarschmidt C. Johannes Saresberiensis nach Leben und Studien, Schriften und Philosophie. Leipzig, 1862 ; Demimuid M. Jean de Salisbury. P., 1873 ; Webb C. John of Salisbury. L., 1932 ; Liebeschütz H. Medieval Humanism in Life and Writings of John of Salisbury. L., 1950 ; Dal Pra M. Giovanni di Salisbury. Milano, 1951 ; Nederman C. J. John of Salisbury. Temple, 2005. На русском языке см.: Крылова С. Е. О политических взглядах Иоанна Солсберийского // Проблемы социальной истории и культуры средних веков : межвуз. науч. сб. Л., 1987. С. 29–40. Краткий экскурс, позволяющий представить основные этапы изучения творчества Иоанна Солсберийского, в отечественной историографии можно найти в работе : Гладков А. К. Иоанн Солсберийский в России (историографические заметки) // Европа. Международный альманах. Тюмень, 2010. Вып. IX. С. 5–9. Подробнее о периоде обучения схоласта во Франции и времени его дипломатических путешествий по Западной Европе, во многом определивших мировоззрение и политические пристрастия Иоанна Солсберийского, см.: Гладков А. К. «Интеллектуальная география» средневековой Франции : парижские школы XII в. глазами современников // Долгое Средневековье. Сборник в честь профессора А. А. Сванидзе / отв. ред. А. К. Гладков, П. Ю. Уваров. М., 2011. С. 325–334, 521–530 ; Он же. «Итальянская одиссея» Иоанна Солсберийского // Многоликость целого. Из истории цивилизаций Старого и Нового Света. Сборник в честь Виктора Леонидовича Малькова. М., 2011. С. 494–507.
  2. Ioannis Saresberiensis episcopi Carnotensis. Policratici sive de nugis curialium et vestigiis philosophorum / Recognovit et Prolegomenis, Apparatu Critico, Commentario, Indicibus Instruxit Clemens C. I. Webb / with an introduction by P. McNulty. N. Y., 1979. Vol. I–II (1-е изд. Oxford, 1909) (далее – Policraticus, с указанием тома, книги, главы и страницы).
  3. The Letters of John of Salisbury / ed. by W. J. Millor, S. J. and H. E. Butler. Revisited by C.N. L. Brooke. L., 1955. Vol. I. (The Early Letters, 1153–1163). №. 111. P. 182.
  4. John of Salisbury’s Entheticus Minor //John of Salisbury’s Entheticus Maior and Minor / ed. by J. van Laarhoven. Leiden, 1987. Vol. I. P. 238.
  5. Малый «Энтетик» (Entheticus Minor, Entheticus in Policraticus) предваряет текст трактата «Поликратик», а Большой «Энтетик» («Энтетик об основоположении философов» («Entheticus de dogmate philosophorum»)) является самостоятельным произведением.
  6. «Omnia, si nescis, loca sunt plenissima nugis, / quarum tota cohors est inimica tibi: / ecclesia nugae regnant, et principis aula, / in claustro regnant, pontificisque domo; / in nugis clerus, in nugis militis usus, / in nugis iuvenes, totaque turba senum; / rusticus in nugis, in nugis sexus uterque, / servus, et ingenuus, dives, egenus, in his” (John of Salisbury’s Entheticus Minor. P. 239).
  7. Подробнее см.: Cotts J. Peter of Blois and the Problem of the «Court» in the Late Twelfth Century // Anglo-Norman Studies. 2005. Vol. XXVII. P. 68–84.
  8. Jaeger C. S. The Origins of Courtliness. Civilizing Trends and the Formation of Courtly Ideals, 939–1210. Philadelphia, 1985. P. 55.
  9. Introduction // Map W. De nugis curialium / ed. by M. R. James. Oxford, 1983. P. XXXI.
  10. Wilks M. John of Salisbury and the Tyranny of Nonsense // The World of John of Salisbury / ed. by M. Wilks. Oxford, 1994. P. 263–286 (1 Ed. – 1984).
  11. Türk E. Nugae curialium. Le Règne d’Henri II Plantagenêt (1145–1189) et l’éthique politique. Genève, 1977. P. 68–94.
  12. «Nulla uersatur in culpa qui, urgente stimulo necessitatis non reprobati studii exercitio uitam cogitur exhibere» (Policraticus.Vol. I. Lib. I. Cap. 4. P. 33).
  13. «Si uero clariore praeda, ceruo forte vel apro, uenantium labor effulserit, fit plausus intolerabilis, exsultant uenatores, caput praedae et solennia quaedam spolia triumphantibus praeferuntur; regem Capadocum captum credas…» (Policraticus. Vol. I. Lib. I. Cap. 4. P. 22). Иоанн едва ли считал, что между людьми и животным возможна «справедливость» (см., например, аналогичные суждения Хрисиппа и Посидония, упомянутые Зеноном. Подробнее : Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. VII. 129 / пер. М. Л. Гаспарова. М., 1979. С. 308). Однако, видя в последних «образ Божий» («imago Dei»), Иоанн считал недопустимым убийство зверей сверх меры. См.: Policraticus. Vol. I. Lib. I. Cap. 4. P. 30.
  14. «Fixerit aeripedem ceruam licet, aut Erimanti placarit nemora uictor Alcides, non uoluptati suae, sed publicae prospexit utilitati» (Policraticus. Vol. I. Lib. I. Cap. 4. P. 22). В данном случае Иоанн прямо ссылается на «Энеиду» Вергилия. См.: «Столько стран не прошел ни Алкид в скитаниях долгих, / Хоть и сразил медноногую лань и стрелами Лерну / Он устрашил и покой возвратил лесам Эримарфа» (Вергилий. Энеида. VI. 801–803 / пер. С. Ошерова // Он же. Собрание сочинений. СПб., 1994. C. 238).
  15. Иоанн, безусловно, признает, что охота требует большого мастерства, смекалки и искусного владения оружием, однако она лишь в том случае «безвредна», когда является средством к пропитанию, а не смыслом жизни. Возможно, используя понятие «искусство охоты», Иоанн руководствуется классификацией Гуго Сен-Викторского. Согласно трактату «Наставление к обучению» («Didascalicon») философия делится на четыре части: «теорика», «практика», «механика» и «логика». К «механике», наряду с сельским хозяйством, торговлей и др., относится также «охота». Однако, в отличие от Иоанна, Гуго не дал «охоте» моральной оценки, его главной целью было систематизировать знание, соединить разрозненные данные в единую универсальную картину. Подробнее см.: Гладков А. К. «Omnium expetendorum prima est sapientia». Иерархия знания и классификация искусств в «Дидаскаликоне» Гуго Сен-Викторского // Лихудовские чтения : материалы науч. конф. «Третьи Лихудовские чтения» / отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. Великий Новгород, 2011. С. 185–193.
  16. «Eo denique tempore primum captiuantur Athenae, quo interdictae uenationis edictum censuerunt esse soluendum, et artem utriusque uenationis cum exercitio publice admittendam» (Policraticus. Vol. I. Lib. I. Cap. IV. P. 26).
  17. «Nempe qui his studiis aut desidiis insistunt, semiferi sunt, et abiecta potiore humanitatis parte, ratione morum prodigiis conformantur» (Ibid. P. 26).
  18. «Quomodo ergo dignus est uita, qui nihil aliud in uita nouit, nisi uanitatis studio saeuire in bestias?» (Ibid. P. 24). Иоанн, ссылаясь на слова пророка Иезекииля (Иез. 32, 29–30), говорит, что те, кто жил забавами, уже давно томятся в аду. См.: Policraticus. Vol. I. Lib. I. Cap. 4. P. 29.
  19. «Quaeruntur otia post labores…» (Ibid. P. 26). Фактически Иоанн переносит принцип «достойного досуга» после трудов, понимаемого и Цицероном, и Саллюстием прежде всего как отказ от активной политической деятельности, в плоскость повседневной жизни каждого человека. Отдых лишь тогда оправдан и благоприятен, когда сменяет труд, а развлечения следуют после лишений. При этом, однако, и на отдыхе не следует предаваться охоте. Возможно, как предположила Б. Смолли, критикуя распространенную привычку охотиться, Иоанн опирался на Саллюстия. (См.: Smalley B. The Becket Conflict and the Schools. A Study of Intellectuals in Politics. Oxford, 1973. P. 95). В сочинении «О заговоре Катилины» историк прямо называет земледелие и охоту «обязанностями рабов». См.: Гай Саллюстий Крисп. О заговоре Катилины. IV. 1 // Он же. Сочинения / пер. В. О. Горенштейна. М., 1981. C. 6.
  20. «Raro inuenitur quisquam eorum modestus … et … sobrius numquam» (Policraticus. Vol. I. Lib. I. Cap. 4. P. 26–27).
  21. Ibid. P. 26–27.
  22. «Primus ergo ponitur Nembroth robustus uenator contra Dominum. Eum reprobum fuisse non ambigis, quem omnium doctorum turba condempnat. Traditur hic in tantam elationis erupisse uecordiam, ut non uereretur iura temerare naturae, cum consortes conditionis et generis, quos ingenuos illa creauerat, hic addiceret seruituti». (Ibid. P. 27).
  23. Подробнее см.: Гладков А. К. «Убийство тирана не грех, но благодеяние». Представление о неправедной власти в «Поликратике» Иоанна Солсберийского // Средние века. Исследования по истории Средних веков и раннего Нового времени / отв. ред. П. Ю. Уваров. М., 2008. Вып. 69(3). С. 81–96 ; Он же. Интерпретация образа царя Гиркана по трактату «Энтетик об основоположении философов» Иоанна Солсберийского // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории / отв. ред. Л. П. Репина. М., 2008. Вып. 22. С. 54–64.
  24. «…bestialemque saepe inuenerint exitum uitae qui dum licuit bestialiter uixerant». (Policraticus. Vol. I. Lib. I. Cap. 4. P. 30).
  25. «Regibus quoque ipsis manus Domini non pepercit, et in malitiam eorum condignam et gloriosam exercuit ultionem» (Ibid. P. 30). O смерти Вильгельма см.: Hollister W. C. Henry I. New Haven ; L., 2001. P. 102–103.
  26. Warren W. L. Henry II. Berkeley ; Los Angeles, 1991. P. 393.
  27. Иоанн знал суждения Цицерона о вреде чрезмерного наслаждения и, напротив, о великой пользе «умеренности». См.: Цицерон. Тускуланские беседы. IV / пер. М. Л. Гаспарова // Он же. Избр. соч. / всупит. ст. Г. Кнабе. М., 2000. C. 315.
  28. Policraticus. Vol. I. Lib. I. Cap. 5. P. 35–36.
  29. Ibid. Vol. I. Lib. I. Cap. 6. P. 39.
  30. Ibid.
  31. Ibid. P. 39–40.
  32. Цит. по: Шестаков В. П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М., 1973. С. 77. По классификации Гуго музыка, наряду с арифметикой, геометрией и астрономией, входит в математику, которая, в свою очередь, является частью «теорики».
  33. Подробнее см.: Даркевич В. П. Народная культура средневековья : светская праздничная жизнь в искусстве IX–XVI вв. М., 1988.
  34. Цицерон пишет : «…и наименьшего одобрения заслуживают ремесла, обслуживающие наслаждения. Бегут ко мне приветливо торговцы тонкой снедью / колбасники, пирожники и рыбник, …, говорит Теренций; прибавь к ним, если хочешь, людей, изготовляющих благовония, плясунов и всю игру в кости» (Цицерон. Об обязанностях. I. XLII / пер. В. О. Горенштейн // Он же. О старости. О дружбе. Об обязанностях / изд. подгот. В. О. Горенштейн, М. Е. Грабарь-Пассек, С. Л. Утченко. М., 1974. C. 96–97).
  35. Policraticus. Vol. I. Lib. I. Cap. 4. P. 31.
  36. Ibid. P. 32.
  37. Ibid. P. 32–33.
  38. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 1976. С. 46 ; Словарь средневековых терминов // Антология средневековой мысли. Теология и философия Европейского Средневековья. СПб., 2002. Т. II. C. 519.
  39. Карева В. В. Гвиберт Ножанский и его сочинение «Monodiae» // Общественная мысль в контексте истории культуры. Сборник в честь Альфреда Энгельбертовича Штекли / отв. ред. О. Ф. Кудрявцев. М., 2004. С. 19.
  40. Policraticus. Vol. I. Lib. I. Cap. 4. P. 33.
  41. Платон, например, называл наслаждение «сильнейшей приманкой зла» и, по большому счету, вообще отрицал за ним возможность привнесения в мир блага. См.: Платон. Тимей. 69d / пер. С. С. Аверинцева // Он же. Собр. соч. : в 4 т. М., 1999. Т. III. C. 475 ; Он же. Филеб. 55а / пер. Н. В. Самсонова // Там же. С. 63. Это мнение Платона приводит Цицерон в своем сочинении «О старости». См.: Цицерон. О старости. XIII. 43 / пер. В. О. Горенштейна // Он же. О старости. О дружбе. Об обязанностях. / изд. подготовили В. О. Горенштейн, М. Е. Грабарь-Пассек и С. Л. Утченко. М., 1974. C. 18.
  42. Гладков А. К. Cor Rei Publicae : «Анатомия власти» и политические представления в средневековой Западной Европе // Предания и мифы о происхождении власти эпохи Средневековья и раннего Нового времени. М., 2010. С. 40–45.
Received: 
18.06.2012
Accepted: 
17.08.2012
Published: 
30.09.2012