Izvestiya of Saratov University.

History. International Relations

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


For citation:

Kolokolova N. S. Cleopatra – the queen changing masks (Antiquity – Shakespeare – Hollywood). Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 56-60. DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-1-56-60

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Full text:
(downloads: 67)
Language: 
Russian
Article type: 
Article
UDC: 
94(32).07

Cleopatra – the queen changing masks (Antiquity – Shakespeare – Hollywood)

Autors: 
Kolokolova Natalia S., Saratov State University
Abstract: 

The article examines the image of the Egyptian queen Cleopatra VII, formed in European culture. It shows the role of the ancient tradition (Plutarch first of all) in the formation of the main features of this image, the importance of the iconic literary works of W. Shakespeare and B. Shaw for its development, and then its development in the cinema up to the beginning of the 21st century. Consideration of cinematic images of the Egyptian queen, created since one of the first films, shot in 1917, demonstrates that each epoch corresponds to its own image, with its dominant features. At the same time, although none of the films about Cleopatra had commercial success, interest in its multifaceted personality among filmmakers does not disappear until our days.

Reference: 

1. Plut. Ant. 25. Сравним характеристику отношений Антония и Клеопатры у Кассия Диона : «.. .При таких-то обстоятельствах, увидев в Киликии Клеопатру, он воспылал к ней страстью и уже не думал ни о чем доставляющем славу, но стал рабом египтянки и в бездействии предавался любви с ней. И из-за этого он совершил многие неслыханные поступки.» (Cass. Dio. XLVIII.25.2).

2. Брандес Г. Шекспир. Жизнь и произведения. М., 1997. С. 493.

3. Смирнов А. Послесловие к «Антонию и Клеопатре» // Шекспир У. Полное собрание сочинений : в 8 т. М., 1960. Т. 7. С. 779.

4. Там же. С. 781

5. Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей : в 2 т. М., 1995. Т. 2. С. 37.

6. Там же. С. 36.

7. Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1965. С. 517.

8. Брандес Г. Указ. соч. С. 501.

9. См.: Хьюз-Хэллетт Л. Клеопатра. М., 2009. С. 189.

10. Шоу Б. Полное собрание пьес : в 6 т. Л., 1979. Т. 2. С. 139, 144, 155, 224.

11. Там же. С. 137.

12. Гражданская З. Т. Бернард Шоу : Очерк жизни и творчества. М., 1979. С. 57.

13. Пьеса Б. Шоу несколько раз переносилась на экран. Из экранизаций стоит отметить фильм Гэбриела Паскаля 1945 г, в котором главную роль исполнила знаменитая актриса Вивьен Ли. Это очень близкое воспроизведение пьесы, лишенное, однако, той иронии, которая ее пронизывет. Разумеется, экранные воплощения пьесы Б. Шоу (как и трагедии У Шекспира) адресованы отнюдь не самой массовой аудитории.

14. См.: WenzelD. Kleopatra im Film // Die Antike Welt. 2008. № 3. S. 30.

15. См.: Чиглинцев Е. А. Рецепция античности в культуре конца XIX - начала XXI вв. Казань, 2009. С. 233.

16. СадульЖ. Всеобщая история кино : в 6 т. М., 1961. Т. 3. С. 72.

17. Хьюз-Хэллетт Л. Указ. соч. С. 363.

18. WykeM., MontserratD. Glamour Girls : Cleomania in Mass Culture // Cleopatra : A Sphinx Revisited / ed. M. Miles. Berkeley etc., 2011. P. 180.

19. Хьюз-Хэллетт Л. Указ. соч. С. 353.

20. Мы не будем специально останавливаться на комедийных воплощениях образа Клеопатры, отметим только, что само ее появление в качестве персонажа комедии говорит о широкой известности и популярности ее. Характерно и то, что зачастую такие фильмы ориентировались на комически переосмысленный рассказ псевдоАврелия Виктора о сексуальной необузданности Клеопатры.

21. Хьюз-Хэллетт Л. Указ. соч. С. 345-346.

22. См.: FordE., MitchellD. Royal portraits in Hollywood : filming the lives of queens. Lexington, 2009. P. 78.

23. КукаркинА. В. Буржуазная массовая культура. М., 1985. С. 275.

24. См.: ЦыркунН. А. Элизабет Тейлор. В кино и в жизни. М., 1997. С. 92.

25. CyrinoM. S. Big screen Rome. Malden ; Oxford ; Carlton, 2005. P. 152.

26. Ibid. P. 151.

27. Любопытен набор оценок политического аспекта Клеопатры в этом фильме. Сам Манкевич называл ее «Кеннеди ранних времен», одна из рецензий на фильм -«всемирный федералист по духу», один из историков кино «своего рода Элеонорой Рузвельт, захваченной идеей общечеловеческого единства» (см.: Wyke M., Montserrat D. Op. cit. P. 188).

28. Ibid. P. 156.

29. См.: Daugherty N. G. Her First Roman : A Cleopatra for Rome // Rome, Season One : History Makes Television / ed. M.S. Cyrino. Oxford, 2008. P. 148. Что касается Клеопатры-политика, то она теперь является персонажем появляющихся время от времени документальных фильмов. Так, в США в 1999 г вышел фильм «Клеопатра. Первая женщина у власти», который начинается с общепринятого и закрепленного в массовом сознании описания знаменитой царицы : «Самая красивая и самая опасная женщина в истории... Искусительница, которая околдовывала самых могущественных мужчин мира». В снятом спустя 10 лет в Великобритании фильме «Клеопатра. Портрет убийцы» (2009) Клеопатра предстает жестокой и властной правительницей, расправившейся со своими конкурентами за власть.

30. См.: Daugherty N. G. Op. cit. P. 143.