Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


Islam

«Шиитский вопрос» в ирако-иранских отношениях при Саддаме Хусейне

В статье анализируются взгляды Саддама Хусейна, исходя из его высказываний в отношении «шиитского вопроса», который изначально основывался на идейном наследии Баас, изложенном в конституции 1951 г. Однако процессы, происходившие в Ираке на протяжении 1970-х гг., в частности курдское национальное движение и «исламское пробуждение» шиитов под влиянием Иранской революции 1979 г., заставили Саддама Хусейна корректировать идеи Баас под новые реалии.

Проблема взаимоотношений власти и шиитских улама в Ираке при Саддаме Хусейне (1970–1980-е годы)

В статье предпринята попытка проанализировать специфику положения шиитского духовенства в Ираке, связанную с традиционным исламским мировоззрением шиитов, исторически занимавших подчиненное положение в суннитской политической иерархии. Основное внимание уделяется периоду складывания и укрепления единоличной власти Саддама Хусейна, когда он выступил с инициативой по умиротворению шиитов и улама, сочетая политику «кнута и пряника», рассматривая шиитов как потенциальную угрозу его светской власти.

Теоретические основы «мусульманского ренессанса» в Британской Индии в последней трети XIX века

Данная статья содержит краткий анализ теоретических основ «мусульманского ренессанса» в Британской Индии в последней трети XIX в. Автор анализировал публикации У. С. Бланта, У. Г. Грегори, М. Р. Ахмада, Хаджи Гулам-ус-Саклайна по этой проблеме. Автор придерживается мнения, что британские политики и мусульманские интеллектуалы создали эффективную модель модернизации мусульманской общины в Британской Индии.

«Это мой религиозный долг»: политический дебют аятоллы Хомейни в 1962 году

В статье рассматриваются события октября – декабря 1962 г. в Иране, связанные с дискуссиями, шедшими в иранском обществе по вопросу законопроекта о выборах в рамках подготовки реформ «Белой революции шаха и народа». На основе анализа выступлений и обращений аятоллы Хомейни характеризуются его взгляды на предлагаемый законопроект. Делается вывод о подходе аятоллы Хомейни к инициативе шаха как антиконституционной и антиисламской. Отказ шаха от ратификации законопроекта означал признание Хомейни как лидера антишахского движения в Иране.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ПРИ ХАНЕ БЕРКЕ

В центре внимания автора находятся известия арабских средневековых историков, согласно которым ислам, принятый золотоордынским правителем Берке, стал основой его внешнеполитической деятельности. Анализируя эти данные, А.Г. Шереметьев предлагает разграничивать понятия «религиозный фактор» и «религиозный ресурс» и приходит к выводу, что ислам в политической жизни Улуса Джучи при Берке играл роль не движущей силы, определяющей вектор политической деятельности, а инструмента, позволявшего добиться конкретных целей.

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В САРАТОВСКОМ ПОВОЛЖЬЕ В 1930-е гг.

В статье исследуется религиозная жизнь многоконфессионального населения Саратовского края в 1930-е гг. Антицерковная политика государства проводилась еще с 1917 г., однако в начале 1930-х гг. она резко активизировалась, сопровождалась массовыми беззакониями и репрессиями. Разгромив церковь к середине 1930-х гг., большевистская власть не смогла уничтожить религиозную жизнь, которая продолжалась полулегально и нелегально, несмотря на гонения и репрессии.

Конфессиональное многообразие Саратовского Поволжья 1930-х годов

На основе переписи населения и архивных материалов в статье рассматривается конфессиональное многообразие Саратовского Поволжья в конце 1920-х – начале 1940-х гг. На данной территории преобладало православие, однако характерной чертой региональной жизни всегда была поликонфессиональность, обусловленная историческими и геополитическими факторами. Характеризуется конфессиональное пространство Саратовского Поволжья; дается количественное соотношение различных конфессий.