Известия Саратовского университета. Новая серия.

История. Международные отношения

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


Для цитирования:

Галямичев А. Н. Э. Э. Виолле-ле-Дюк и его место в истории изучения средневековых городов Франции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2012. Т. 12, вып. 4. С. 35-38. DOI: 10.18500/1819-4907-2012-12-4-35-38

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 15)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
94(44).022: 303.446.4

Э. Э. Виолле-ле-Дюк и его место в истории изучения средневековых городов Франции

Авторы: 
Галямичев Александр Николаевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье рассматривается научное наследие знаменитого французского архитектора и историка Э. Э. Виолле-ле-Дюка (1814– 1879), выявляется его вклад в изучение истории средневековых городов Франции.

Список источников: 
  1. Есть основания полагать, что Э. Э. Виолле-ле-Дюк и сам «почитал себя романтиком» (См.: История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века. М., 1966. С. 92).
  2. А. Моруа, говоря о воздействии «Собора Парижской Богоматери» на современников, отмечал: «Его книга оказала глубокое воздействие на французскую архитектуру. До него строения, возведённые до эпохи Возрождения, считали варварскими, а после появления его романа их стали почитать, как каменные библии» (Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. М., 2002. С. 217).
  3. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Беседы об архитектуре : в 2 т. М., 1937. Т. 1. С. 228.
  4. Именно к Виолле-ле-Дюку П. Мериме обратился в конце жизни (в письме, написанном в январе 1865 г.) с очень важной просьбой: «Я заявляю в своём завещании о том, что придерживаюсь Аугсбургского исповедания, и прошу Вас проследить, чтобы меня не препроводили в храм Фомы Аквинского» (Цит. по: Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987. С. 275).
  5. Значение трудов Виолле-ле-Дюка по теории архитектуры, их влияние на направление развития архитектуры рубежа XIX–XX вв. оцениваются очень высоко. См.: Бартенев  И.  А., Батажкова  В.  Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983. С. 192–193 ; Гуляниц‑ кий Н. Ф. История архитектуры. М., 1984. C. 222–223.
  6. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Указ. соч. С. 238.
  7. Там же. С. 432.
  8. Там же. С. 276.
  9. См.: Базен Ж. История истории искусства : От Вазари до наших дней. М., 1995. С. 103.
  10. Э. Э. Виолле-ле-Дюк отмечал: «Если фасад собора Нотр-Дам в Париже прекрасен в том виде, в каком он существует в настоящее время, нужно, тем не менее, признать, что всё было замечательно хорошо подготовлено, чтобы получить завершение в виде каменных шпилей и что их отсутствие вызывает сожаление. В конструкции башен чувствуется сила, неоправданная, поскольку они ничего не несут» (Виолле-леДюк Э. Э. Указ. соч. С. 292).
  11. Viollet le Duc E. E.. Dictionnaire raisonné de l ́architecture française du X au XVI siècle. P., 1875. T. I–X ; Dictionnaire raisonné du mobiler français de l époque Carlovingienne à la Renaissance. P., 1865–1874. T. 1–6.
  12. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб., 1999.
  13. Гутнова Е. В. Историография истории средних веков. М., 1974. С. 149–153.
  14. Показательным представляется в этой связи свидетельство М. дю Канна о временах совместной работы Э. Э. Виолле-ле-Дюка и Проспера Мериме в Комиссии по охране исторических памятников: «Когда Мериме не мог определить время какого-либо щипца или пинакля, он советовался со своим другом Виоллеле-Дюком и тот ему подсказывал и подсказывал всегда правильно» (Цит. по: История европейского искусствознания. Первая половина XIX века. М., 1965. С. 53).
  15. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. С. 20.
  16. Там же.
  17. События современности со всей остротой поставили вопрос об охране исторических городов. В 1850– 1860‑е гг. осуществлялась грандиозная реконструкция Парижа, главным вдохновителем которой являлся префект департамента Сены барон Ж.‑Э. Осман. Последний писал в своих воспоминаниях, что при прокладке новых улиц преследовал три цели – прямизну, симметрию, ориентир. Реконструкция Парижа привела к разрушению множества зданий. Одним из примеров этого подхода было создание прямоугольной площади возле собора Парижской Богоматери, позволившее любоваться шедевром готического зодчества в различных ракурсах, но имевшее следствием полное разрушение исторической застройки (см.: Саваренская  Т.  Ф., Швидковский Д. О., Петров Ф. А. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм. М., 1989. С. 220–225).
  18. Отмечая значение трудов Э. Э. Виолле-ле-Дюка для сохранения культурного наследия западного средневековья, следует отметить и то, что благодаря его чертежам и расчётам можно составить представление о памятниках архитектуры, разрушенных в годы Первой мировой войны. См. об этом: Кирпичников  А.  Н. Виолле-леДюк. Жизнь, деятельность, творчество // Виолле-леДюкЭ.Э. Жизнь и развлечения в средние века. С. 12–13.
  19. Именно Каркассон выступает в качестве одного из самых ярких образцов крепостных сооружений эпохи Средневековья в общих работах по истории градостроительства и архитектуры. См.: Бартенев И. А., Батаж‑ кова В. Н. Указ. соч. С. 63 ; Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды. М., 1984. С. 151–152, 162.
  20. Примером противоположного рода может послужить Тулуза, вступившая после строительства прошедшей через неё железной дороги в период стремительного роста, который потребовал прокладки новых улиц, прорезавших средневековые кварталы, что привело к гибели уникальных памятников архитектуры (Саварен‑ ская Т. Ф., Швидковский Д. О., Петров Ф. А. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм. С. 228).
Поступила в редакцию: 
17.09.2012
Принята к публикации: 
19.11.2012
Опубликована: 
30.12.2012