УДК: 
94 (4)

Антинаполеоновская пропаганда союзников и кампания 1814 года

Аннотация

Военная кампания зимы 1814 г., как и предыдущие Наполеоновские войны, сопровождалась активной пропагандистской
кампанией. В статье рассматривается один из эпизодов «войны перьев» – использование союзниками прокламаций для воздействия на общественное мнение французов. Противопоставляя Наполеона французскому народу, тексты прокламаций формируют у читателей триединый образ деспотичного, амбициозного и недоговороспособного императора, чьи интересы противоречат интересам французского народа; угнетаемой и разоренной в настоящий момент Франции, которая станет в будущем при помощи союзников единой, независимой, процветающей; союзников – миролюбивых, дисциплинированных, уважающих общественный прядок, не мстительных, но в то же время сильных, решительных, последовательно добивающихся своей цели и умеющих наказывать непослушных.

DOI: 
10.18500/1819-4907-2017-17-4-480-488
Литература

Hanley W. The Genesis of Napoleonic Propaganda, 1796 to 1799. Columbia University Press, 2005.

Туган-Барановский Д. М. «Лошадь, которую я пытался обуздать» (печать при Наполеоне) // Новая и Новейшая история. 1995. № 3. 

Тартаковский А. Г. Военная публицистика 1812 года. М., 1967.

Сироткин В. Г. Официозная военно-политическая публицистика Франции и России в 1804–1815 гг. // Бессмертная эпопея. К 175-летию Отечественной войны 1812 г. М., 1987. С. 222–243

Его же. Наполеон и Александр I. М., 2003

Губина М. В. «Война перьев» в 1812 году // Французский ежегодник. 2013. М., 2013.С. 194–200.

Полный текст в формате PDF (на русском языке):