Izvestiya of Saratov University.

History. International Relations

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


For citation:

Galyamichev A. N. E. E. Viollet le Duc and His Place in History of Study of French Towns in the Middle Ages. Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2012, vol. 12, iss. 4, pp. 35-38. DOI: 10.18500/1819-4907-2012-12-4-35-38

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Full text:
(downloads: 59)
Language: 
Russian
Article type: 
Article
UDC: 
94(44).022: 303.446.4

E. E. Viollet le Duc and His Place in History of Study of French Towns in the Middle Ages

Autors: 
Galyamichev Alexandr N., Saratov State University
Abstract: 

The author of this article examine scientific legacy of famous French architect and historian E. E. Viollet le Duc (1814–1879), define his contribution in study of history of French towns in the Middle Ages.

Reference: 
  1. Есть основания полагать, что Э. Э. Виолле-ле-Дюк и сам «почитал себя романтиком» (См.: История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века. М., 1966. С. 92).
  2. А. Моруа, говоря о воздействии «Собора Парижской Богоматери» на современников, отмечал: «Его книга оказала глубокое воздействие на французскую архитектуру. До него строения, возведённые до эпохи Возрождения, считали варварскими, а после появления его романа их стали почитать, как каменные библии» (Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. М., 2002. С. 217).
  3. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Беседы об архитектуре : в 2 т. М., 1937. Т. 1. С. 228.
  4. Именно к Виолле-ле-Дюку П. Мериме обратился в конце жизни (в письме, написанном в январе 1865 г.) с очень важной просьбой: «Я заявляю в своём завещании о том, что придерживаюсь Аугсбургского исповедания, и прошу Вас проследить, чтобы меня не препроводили в храм Фомы Аквинского» (Цит. по: Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987. С. 275).
  5. Значение трудов Виолле-ле-Дюка по теории архитектуры, их влияние на направление развития архитектуры рубежа XIX–XX вв. оцениваются очень высоко. См.: Бартенев  И.  А., Батажкова  В.  Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983. С. 192–193 ; Гуляниц‑ кий Н. Ф. История архитектуры. М., 1984. C. 222–223.
  6. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Указ. соч. С. 238.
  7. Там же. С. 432.
  8. Там же. С. 276.
  9. См.: Базен Ж. История истории искусства : От Вазари до наших дней. М., 1995. С. 103.
  10. Э. Э. Виолле-ле-Дюк отмечал: «Если фасад собора Нотр-Дам в Париже прекрасен в том виде, в каком он существует в настоящее время, нужно, тем не менее, признать, что всё было замечательно хорошо подготовлено, чтобы получить завершение в виде каменных шпилей и что их отсутствие вызывает сожаление. В конструкции башен чувствуется сила, неоправданная, поскольку они ничего не несут» (Виолле-леДюк Э. Э. Указ. соч. С. 292).
  11. Viollet le Duc E. E.. Dictionnaire raisonné de l ́architecture française du X au XVI siècle. P., 1875. T. I–X ; Dictionnaire raisonné du mobiler français de l époque Carlovingienne à la Renaissance. P., 1865–1874. T. 1–6.
  12. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб., 1999.
  13. Гутнова Е. В. Историография истории средних веков. М., 1974. С. 149–153.
  14. Показательным представляется в этой связи свидетельство М. дю Канна о временах совместной работы Э. Э. Виолле-ле-Дюка и Проспера Мериме в Комиссии по охране исторических памятников: «Когда Мериме не мог определить время какого-либо щипца или пинакля, он советовался со своим другом Виоллеле-Дюком и тот ему подсказывал и подсказывал всегда правильно» (Цит. по: История европейского искусствознания. Первая половина XIX века. М., 1965. С. 53).
  15. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. С. 20.
  16. Там же.
  17. События современности со всей остротой поставили вопрос об охране исторических городов. В 1850– 1860‑е гг. осуществлялась грандиозная реконструкция Парижа, главным вдохновителем которой являлся префект департамента Сены барон Ж.‑Э. Осман. Последний писал в своих воспоминаниях, что при прокладке новых улиц преследовал три цели – прямизну, симметрию, ориентир. Реконструкция Парижа привела к разрушению множества зданий. Одним из примеров этого подхода было создание прямоугольной площади возле собора Парижской Богоматери, позволившее любоваться шедевром готического зодчества в различных ракурсах, но имевшее следствием полное разрушение исторической застройки (см.: Саваренская  Т.  Ф., Швидковский Д. О., Петров Ф. А. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм. М., 1989. С. 220–225).
  18. Отмечая значение трудов Э. Э. Виолле-ле-Дюка для сохранения культурного наследия западного средневековья, следует отметить и то, что благодаря его чертежам и расчётам можно составить представление о памятниках архитектуры, разрушенных в годы Первой мировой войны. См. об этом: Кирпичников  А.  Н. Виолле-леДюк. Жизнь, деятельность, творчество // Виолле-леДюкЭ.Э. Жизнь и развлечения в средние века. С. 12–13.
  19. Именно Каркассон выступает в качестве одного из самых ярких образцов крепостных сооружений эпохи Средневековья в общих работах по истории градостроительства и архитектуры. См.: Бартенев И. А., Батаж‑ кова В. Н. Указ. соч. С. 63 ; Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды. М., 1984. С. 151–152, 162.
  20. Примером противоположного рода может послужить Тулуза, вступившая после строительства прошедшей через неё железной дороги в период стремительного роста, который потребовал прокладки новых улиц, прорезавших средневековые кварталы, что привело к гибели уникальных памятников архитектуры (Саварен‑ ская Т. Ф., Швидковский Д. О., Петров Ф. А. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм. С. 228).
Received: 
17.09.2012
Accepted: 
19.11.2012
Published: 
30.12.2012