Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


образование

Британские миссии зенаны XIX века и их проекты освобождения индийских женщин

В статье на основе анализа отчетов и статей миссионерских журналов изучаются цели, задачи, направления работы британских миссий зенаны в XIX в. Показано, что создание организаций было вызвано стремлением помочь бесправным женщинам Индии. Работницы миссий добивались смягчения социальной изоляции индианок, выступали против жестоких обычаев, рабского положения и унижения женщин, предоставляли им образовательные и медицинские услуги. Христианизация осуществлялась без насилия, через приобщение к западной культуре.

К истории классицизма в российской провинции первой половины XIX века: Саратовский грецист Иван Федорович Синайский

Наиболее значимые результаты в освоении античного культурного наследия на Саратовской замле были достигнуты в архитектуре и образовании. Основное внимание в статье сосредоточено на деятельности И. Ф. Синайского (1799–1870), который преподавал древнегреческий язык как в Православной духовной семинарии, так и в классической гимназии Саратова.

Воспитание чувства имперского единства у англоканадской молодежи в 70-е годы XIX века (по материалам канадской учебной литературы)

В статье оценивается комплекс идей, которые прививались англо-канадским школьникам на уроках истории в 70-е гг. XIX в., и исследуется процесс формирования у канадской молодежи представлений о внутреннем единстве жителей метрополии и колоний – чувства имперского единства.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДИАЛОГ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ НА ПРОСТРАНСТВЕ ШОС

В статье выявлены и рассмотрены основные этапы формирования Шанхайской организации сотрудничества. Определяется роль ведущих мировых держав в регионе. Рассматривается взаимодействие государств-членов ШОС в культурной и гуманитарной сферах. Отражены формы сотрудничества Республики Таджикистан и Китайской Народной Республики в области культуры. 

САРАТОВСКИЙ УЧИТЕЛЬ А. И. ШЕСТАКОВ – ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ В РОССИИ И ЕГО ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА РУБЕЖЕ XVIII–XIX ВВ.

В статье показано, что важную роль в развитии школьного образования в России конца XVIII - начала XIX вв. сыграл учитель Саратовского главного народного училища Шестаков. Он многое сделал для повышения социального статуса учителя. Шестаков стал первым профессиональным педагогом, которого назначили директором народных училищ одной из русских губерний. По своим общественным и педагогическим взглядам он был сторонником сословного образования и возражал против либеральной направленности школьных реформ Екатерины II и Александра I.

Формирование культурно-образовательной среды в годы Гражданской войны в Саратовской губернии (на материалах Балашовского уезда)

Придя к власти, большевики, наряду с социально-экономическими, политическими, государственно-правовыми преобразованиями, приступили и к культурно-образовательным изменениям. В статье предпринята попытка рассмотреть процесс становления советской культуры и образования в российской провинции на примере и материалах одного из уездов Саратовской губернии. Формулируется вывод, согласно которому начинания уездных властей в этой области общественной жизни не были хорошо продуманы и организованы.