Известия Саратовского университета. Новая серия.

История. Международные отношения

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


Для цитирования:

Креленко Н. С. Театр и политическая жизнь в Англии периода Реставрации («Круглоголовые, или Доброе старое дело» Афры Бен) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2012. Т. 12, вып. 2. С. 45-49. DOI: 10.18500/1819-4907-2012-12-2-45-49

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 122)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
94(420)”1648/…”(093.3)

Театр и политическая жизнь в Англии периода Реставрации («Круглоголовые, или Доброе старое дело» Афры Бен)

Авторы: 
Креленко Наталия Станиславовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье исследуется роль театра в политической жизни Англии периода реставрации Стюартов. Оценивается комплекс идей, который прививался публике в ходе спектаклей на примере комедии А. Бен «Круглоголовые, или Доброе старое дело» в этом процессе.

Список источников: 
  1. Павлова Т. А. Англия Шекспира и Англия Кромвеля // Новая и новейшая история. 1979. № 1. С. 149.
  2. В период нарастания кризиса отношений между королем и оппозицией, сосредоточившейся в парламенте, известный юрист У. Принн (1600–1666) написал в 1633 г. памфлет «Бич актеров», в котором доказывал, что все пьесы «суть греховные, зловредные и пагубные развлечения» (Цит. по: История английской литературы. М. ; Л., 1945. Т. 1. С. 160).
  3. Вот какую оценку дал комедиографам периода Реставрации историк и публицист лорд Маколей: «Эта часть нашей литературы, поистине, позор для нашего языка и народного характера. Она, правда, обличает таланты и очень занимательна, но она в сильнейшем смысле слов “мирская, чувственная, бесовская” литература» (Маколей Т. Б. Комические драматурги времен реставрации // Маколей Т. Б. Собр. соч. : в 10 т. Т. IV. С. 139).
  4. Например, в поэзии язвительному обличению религиозного ханжества С. Батлером («Гудибоас») можно противопоставить прославление героического порыва Д. Мильтоном («Самсон-борец», «Потерянный рай»).
  5. URL : www/volslit.info/Texts/rus6/Pips/frametex3 (дата обращения: 12.12.2011).
  6. Лабутина Т.Л. Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов. 1660–1681. М., 1982. С. 185.
  7. Кут С. Августейший мастер выживания. Жизнь Карла II. М., 2004. С. 423. Интересно отметить такой курьезный эпизод. В конце 40-х гг. XVII в. республиканцем Д. Мильтоном была написана «История Британии», в которой содержалась критика деятельности членов Долгого парламента. Этот отрывок («Отступление») автор позднее исключил из текста. Однако в разгар политического кризиса 80-х гг. «Отступление» опубликовано под названием «Характеристика мистером Джоном Мильтоном Долгого парламента и Собрания богословов в 1641 г.» с целью политической дискриминации вигов, рассматриваемых в качестве духовных наследников парламентской оппозиции периода гражданских войн.
  8. Афра Бен была весьма плодовитым и разносторонним автором, оставившим после себя пьесы, романы, стихотворные произведения. Самый известный ее роман «Оруноко» был даже переведен на русский язык в конце XVIII в. Ее работы периодически переиздаются в англоязычных странах. В нашем случае использован текст пьесы «Круглоголовые», опубликованный в собрании сочинений А. Бен в 1967 г. См.: The works of Aphra Behn : in 6 vols. Vol. 1 / ed. by M. Summers. N. Y., 1967.
  9. Mendelson S. H. The Mental World of Stuart women. Three studies. The Harvester press, 1987. Р. 148.
  10. The works of Aphra Behn. Vol. 1. Р. 337.
  11. Mendelson S. H. Op. cit. Р. 149.
  12. The works of Aphra Behn. Vol. 1. Р. 341.
  13. Mendelson S. H. Op. cit. Р. 149.
  14. См.: The works of Aphra Behn. Р. 336.
  15. Цит. по: Ступников И. Английский театр. Конец XVII – начало XVIII века. Л., 1986. С. 146.
  16. При взгляде на сохранившиеся изображения видно, что между подлинным дерзко элегантным Ламбертом и его театральным отражением трудно уловить сходство. Такая внешность, скорее, соответствовала бы смелому галанту Лавлейсу, чем пуританину, как его представлял театр Реставрации.
  17. Ступников И. Указ. соч. 132.
  18. Цит. по: Mendelson S. H. Op. cit. Р. 148.
Поступила в редакцию: 
19.03.2012
Принята к публикации: 
21.05.2012
Опубликована: 
30.06.2012