Для цитирования:
Лотменцев А. М. Как построить Иерусалим? В поисках эволюции путей приватизации священного и мирского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 53-60. DOI: 10.18500/1819-4907-2023-23-1-53-60, EDN: RYYORO
Как построить Иерусалим? В поисках эволюции путей приватизации священного и мирского
Автор предполагает, что поскольку Иерусалим стал одним из (наряду с Римом и отчасти Афинами) образцовых городов для европейского сознания, его наследие проявляется в неизменном соотношении систем, создаваемых политиками и их культурными протеже, и коррелирует с системами, описанными в Ветхом и Новом Заветах. Образцовое архетипическое государство сравнивалось не только с Римом Цезаря и державой Александра Македонского, но в первую очередь с Израилем Давида и Соломона. Такое сравнение давало очень надежную и долгосрочную перспективу на будущее. Сами правители были вынуждены ориентироваться на этих двух образцовых монархов. При этом не было попыток соотнести свое государство с постхасмонейским Израилем, поскольку вопросы о соотношение духовной и светской власти слишком остро стояли для многих средневековых государств.
- Ардер И., Барталь А., Дрори Й., Кацир Я., Нир Р., Розен М., Халамиш А. Иерусалим в веках: в 10 ч. Курс академической программы Открытого университета Израиля. Ч. 3 : Иерусалим под властью Рима. Тель-Авив : Издательство Открытого Университета Израиля, 1997. 208 с.
- Армстронг К. Иерусалим: Один город, три религии / пер. с англ. Е. Лалаян; 2-е изд. М. : Альпина нон-фикшн, 2012.790 с.
- Тантлевский И. Р. Царь Давид и его эпоха в Библии и истории. СПб. : Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2016. 422 с.
- Бивен Э. Династия Птолемеев. История Египта в эпоху эллинизма / пер. с англ. Т. Шуликовой. М. : Центрполиграф, 2011. 447 с.
- Зеленская Г. М. Новый Иерусалим. Путеводитель. М. : Радуга, 2003. 384 с.
- Чхартишвили М. Мцхета как Новый Иерусалим: иератопия «Жития св. Нино» // Лидов А. М. Иеротопия. Исследование сакральных пространств / ред.-сост. А. М. Лидов. М. : Радуница, 2004. С. 15–33.
- Казарян А. Ю. Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин и восточнохристианское зодчество IV–VII веков. М. : Lokus Standi, 2007. 216 с.
- Гребенщиков Б. Г. Песни. М. : Эксмо, 2018. 800 с.
- Москва – Петербург: pro et contra. Антология. М. : Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2000. 712 с.
- Саггс Г. Величие Вавилона: история древней цивилизации Междуречья / пер. с англ. Л. А. Игоревского. М. : Центрполиграф, 2012. 461 с.
- Монтефьоре С. Иерусалим. Биография / пер. с англ. И. Павлова. М. : Corpus, 2017. 720 с.
- Лидов А. М. Новые Иерусалимы. Перенесение Святой Земли как порождающая матрица христианской культуры // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / ред.-сост. А. М. Лидов. М. : Индрик, 2009. С. 5–10.
- Дмитриева М. Э. Польский город Замостье как архитектурно-театральная утопия эпохи Ренессанса // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2011. № 2. С. 195–217.
- Гарро А. Людовик Святой и его королевство / пер. с фр. Г. Цыбулько. СПб. : Евразия, 2002. 256 с.
- Isar N. Celica Iherusalem Carolina: Imperial Eschatology and Light Apocalypticism in the Palatine Chapel at Aachen // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / ред.-сост. А. М. Лидов М. : Индрик, 2009. С. 313–337.
- Эйнхардт. Жизнь Карла Великого / пер. с лат. М. С. Петровой // Историки эпохи Каролингов. М. : РОССПЭН, 1999. С. 7–34.
- Редькова И. С. Духовные и мирские аспекты жизни кёльнского духовенства в начале XIII в. // Общество : философия, история, культура. 2022. № 6. С. 162–166.
- Ардер И., Барталь А., Дрори Й., Кацир Я., Нир Р., Розен М., Халамиш А. Иерусалим в веках: в 10 ч. Курс академической программы Открытого университета Израиля. Ч. 1 : От Иевусейского города к столице Израиля. Тель-Авив : Издательство Открытого Университета Израиля, 1997. 188 с.