Известия Саратовского университета. Новая серия.

История. Международные отношения

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


Для цитирования:

Галямичев А. Н. Ян Гус и лолларды (Письмо Гуса магистру Ричарду Вайчу) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2012. Т. 12, вып. 2. С. 15-17. DOI: 10.18500/1819-4907-2012-12-2-15-17

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 46)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
94 (437) [14]

Ян Гус и лолларды (Письмо Гуса магистру Ричарду Вайчу)

Авторы: 
Галямичев Александр Николаевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Автор статьи рассматривает содержание письма Яна Гуса английскому магистру лолларду Ричарду Вайчу, написанного осенью 1410 г., а также его место в истории чешской реформации XV в.

Список источников: 
  1. Эта традиция ведёт своё начало от монументальной «Истории чешского народа» основоположника чешской исторической науки Ф. Палацкого (1798–1876). Посвятив гуситскому движению, которое он считал кульминацией национальной истории, третий том своего труда, Ф. Палацкий указывает на рубежное значение диспута в университете. См.: Palacký F. Dějiny národu českého v Čechách a v Moravě. Raha : Kvasnička a Hampl, 1939. S. 5–6, 50.
  2. Fontes rerum Bohemicarum : в 3 т. Pragae, 1893. T. V. P. 571. Фрагменты из «Хроники Пражского университета», в которых повествуется о сожжении книг Виклефа и последовавших за ним событиях, были опубликованы в русском переводе в «Хрестоматии по истории средних веков» (М., 1963.: в 3 т. Т. 2. С. 610–611).
  3. Цит. по кн.: Филиппов М. М. Ян Гус. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1891. С. 37–38.
  4. Fontes rerum Bohemicarum. T. V. P. 571.
  5. Существует предание, что Збынек научился читать только после того, как стал архиепископом. См.: Рубцов Б. Т. Ян Гус. М., 1958. С. 44.
  6. Fontes rerum Bohemicarum. T. V. P. 572.
  7. В этой оценке сходятся все исследователи – как историки-марксисты, для которых события 1410 г. были главной развилкой на пути к революционной развязке гуситских событий (см., напр. : Machovec M. Husovo učeni a význam v tradici českého národa. Praha, 1953. S. 207–208 ; Мацек Й. Гуситское революционное движение. М., 1954. С. 41–42 ; Рубцов Б. Т. Указ. соч. C. 44–45), так и представители диаметрально противоположного взгляда на гуситскую эпоху, например консервативный австрийский публицист середины XIX в. И. А. Хельферт, обвинявший Гуса в том, что тот «посеял семя, которое, прорастая, вывело церковное движение с кафедры учителя и проповедника на улицы и подготовило основу для грядущих потрясений» (Helfert J. A. Mistr Jan Hus aneb počákové cirkevniho rozdvojeni v Čechách. Praha, 1857. S. 119).
  8. Впоследствии Олдкастл обращался лично к Вацлаву IV, но не получил ответа. Связи английских аристократов с чешским королевским двором установились благодаря браку короля Ричарда II и чешской принцессы, сестры Вацлава IV Анны Богемской, который был заключён в 1382 г. Знаменитый современник и придворный Ричарда II Джеффри Чосер «довольно регулярно прислуживал королеве Анне, которую он по меньшей мере один раз с любовью упомянул в “Троиле и Хризеиде” и для развлечения которой писал в ту пору “Легенду о добрых женщинах” и начал писать “Кентерберийские рассказы”» (Гарднер Д. Жизнь и время Чосера. М., 1986. С. 366). В 1394 г. Анна Богемская умерла, не оставив наследников.
  9. См.: Лившиц Г. М. Реформационное движение в Чехии и Германии. Минск, 1978. С. 71.
  10. В первых строках своего письма Гус сообщает магистру о том впечатлении, которое его послание произвело: «Любезное письмо твоё, посланное как бы свыше от Отца Святого, сильно тронуло сердца [чешских] братьев во Христе, потому что оно содержит в себе так много нежности, выразительности, укрепления и утешения, что если бы и вся вообще письменность была поглощена адскою пастью антихриста, то одного этого письма вашего было бы достаточно верующим во Христа для достижения спасения» (см.: Послания магистра Иоанна Гуса. М., 1903. С. 54).
  11. Послания магистра Иоанна Гуса. М., 1903. С. 55.
  12. Именно публичное чтение послания Ричарда Вайча Гусом в Вифлеемской часовне И. А. Хельферт приводит в качестве наиболее показательного примера прямого обращения мятежного магистра к пражскому простонародью, которому он отводил роль судьи в своём споре с церковными властями. См.: Helfert J. A. Op. cit. S. 120.
  13. О судьбах движения лоллардов в начале XV в. см.: Сапрыкин Ю. М. Социально-политические взгляды английского крестьянства в XIV–XVII вв. М., 1972. С. 114–120.
  14. Послания магистра Иоанна Гуса. С. 55.
  15.  Cм.: Флайшганс В. Ян Гус. М., 1916. С. 368.
Поступила в редакцию: 
19.03.2012
Принята к публикации: 
25.05.2012
Опубликована: 
30.06.2012