Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


П. А. ВАЛУЕВ

Подготовка земской реформы: проекты П. А. Валуева (март–июль 1862 года)

Статья посвящена истории появления Главных начал земской реформы от 2 июля 1862 г. На основе анализа архивных и опубликованных источников доказывается, что П. В. Валуев рассматривал земскую реформу как составную часть проекта «правительственного конституционализма».

БОРЬБА ВОКРУГ ВАЛУЕВСКОГО ПРОЕКТА ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ: ЗАМЕЧАНИЯМ. А. КОРФА И Г. А. ЩЕРБАТОВА

Статья тематически связана с публикацией автора в «Известиях Саратовского университета. Новая серия. Сер. История. Международные отношения.» 2012. Т. 12, вып. 4. Она посвящена обсуждению валуевского проекта земской реформы пред-ставителями либеральной бюрократии: М. А. Корфом и Г. А. Щербатовым

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ: «СООБРАЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТУ О ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ» Н. А. МИЛЮТИНА

Статья посвящена одному из важных сюжетов в подготовке земской реформы – замечаниям Н. А. Милютина на валуевский предварительный проект земских учреждений (Первоначальный очерк). Выявлена полемическая заостренность «Соображений» Милютина, отстаивающего свою модель реформы местного самоуправления.

П. А. ВАЛУЕВ: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА «МИНИСТРА-БЮРОКРАТА»

Статья посвящена проблеме репрезентации образа власти на примере министра внутренних дел России, Петра Александровича Валуева, ключевой фигуры в реализации Великих реформ. Исследование источников помогло выявить причины создания в массовом сознании негативного образа  чиновника – представителя высшей политической элиты. В работе анализируются те формы и методы, которые придали  Валуеву комплекс символических характеристик, приведших к персонификации образа «классического бюрократа». 

Пути формирования нового поколения либеральной бюрократии (конец 1830-х – 1840-е годы)

В статье анализируются пути формирования нового поколения реформаторов. Особое место уделяется семейному воспитанию, особенностям гуманистического и гуманитарного образования в учебных заведениях, участию в интеллектуальной жизни Москвы и Петербурга (литературных и политических салонах и кружках), роли самообразования в жизни «людей сороковых годов».