Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


антирелигиозная кампания

Роль Емельяна Михайловича Ярославского в антирелигиозной кампании 1930-х гг. (на примере Саратовского Поволжья)

В статье на основе архивных материалов анализируются деятельность Союза воинствующих безбожников в Саратовском Поволжье и роль руководителя данной организации в 1930-е гг. Е. М. Ярославского. Приводятся примеры деятельности организации как в рамках антирелигиозной агитации и пропаганды коммунистической идеологии, так и в качестве инициатора закрытия церквей и молитвенных домов всех вероисповеданий. Дается характеристика Емельяна Ярославского как главного идеолога государственного атеизма.

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В САРАТОВСКОМ ПОВОЛЖЬЕ В 1930-е гг.

В статье исследуется религиозная жизнь многоконфессионального населения Саратовского края в 1930-е гг. Антицерковная политика государства проводилась еще с 1917 г., однако в начале 1930-х гг. она резко активизировалась, сопровождалась массовыми беззакониями и репрессиями. Разгромив церковь к середине 1930-х гг., большевистская власть не смогла уничтожить религиозную жизнь, которая продолжалась полулегально и нелегально, несмотря на гонения и репрессии.

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ КАМПАНИЯ В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАН САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ В 1930-Е ГГ.

Автор исследует мусульманский аспект антирелигиозной кампании в Саратовском Поволжье в 1930-е гг.: репрессии против священнослужителей и верующих, изъятие мечетей, антирелигиозную агитацию и пропаганду, а также запрещение религиозного образования. В ходе кампании религиозная жизнь мусульман была существенно подорвана, но не сломлена. Она приобрела новые формы полулегального существования.

Антирелигиозная кампания в Саратовском Поволжье: на примере борьбы с православием (конец 1920 – начало 1940-х годов)

В статье на основе архивных материалов рассматривается антирелигиозная кампания в отношении РПЦ и православных на территории Саратовского Поволжья в конце 1920 – начале 1940-х гг., которая осуществлялась в виде репрессий против служителей культов и верующих, изъятия храмов и молитвенных домов, антирелигиозной агитации и пропаганды и других антирелигиозных мероприятий. С конца 1920-х гг. государство вело себя в отношении всех религиозных конфессий одинаково враждебно, не делая исключения ни для каких церквей, деноминаций и сект.

Конфессиональное многообразие Саратовского Поволжья 1930-х годов

На основе переписи населения и архивных материалов в статье рассматривается конфессиональное многообразие Саратовского Поволжья в конце 1920-х – начале 1940-х гг. На данной территории преобладало православие, однако характерной чертой региональной жизни всегда была поликонфессиональность, обусловленная историческими и геополитическими факторами. Характеризуется конфессиональное пространство Саратовского Поволжья; дается количественное соотношение различных конфессий.