УДК: 
94(470)

РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРЕЛОМЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ

Аннотация

В статье показано, как в трудах самарского историка Л. М. Артамоновой раскрывается воздействие преобразований в области народного просвещения на культуру провинциальной России XVIII—XX вв. на примере учебных заведений в городах и селах Средней Волге. «Взгляд из провинции» позволяет увидеть заново или в новом свете результаты образовательных реформ в плане общероссийской модернизации. Учителя сыграли важную роль в формировании местной интеллигенции, в становлении не только образования, но и научного изучения родного края. Школы разного уровня активно реагировали на новые веяния и общественно-политические события, происходившие в России. При создании и функционировании образовательных учреждений проявлялись механизмы взаимодействия власти и общества, характерные для различных периодов. 

Ключевые слова: 
DOI: 
10.18500/1819-4907-2016-16-1-109-113
Литература

Пиксанов Н. К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведный семинар. М. ; Л., 1928. 148 с.

Артамонова Л. М. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII - начала XIX вв. (Юго-восточные губернии Европейской России). Самара, 2001. 391 с.

Артамонова Л. М. Просвещение, власть и общество в русской провинции XVIII - начала XIX вв. (Юго-восточные губернии Европейской России) : дис. ... д-ра ист. наук. Самара, 2002. 484 с.

Самарская летопись. Кн. 1: Самарский край с древнейших времен до середины XIX века / под общ. ред. П. С. Кабытова и Л. В. Храмкова Самара, 1993. 219 с.

Смирнов Ю. Н., Дубман Э. Л., Барашков В. Ф., Артамонова Л. М. Самарская Лука в XVI - начале XX вв. : учеб. пособие. Самара, 1995. 200 с.

Самарское Поволжье с древности до конца XIX в. : сб. документов и материалов / гл. ред. П. С. Кабытов. Самара, 2001. 512 с.

Артамонова Л. М. Реализация школьной реформы Екатерины II в поволжских губерниях // Поволжский край. Вып. 12. Саратов, 2005. С. 65-73.

Артамонова Л. М. Источники по истории школьной реформы конца XVIII века в российских архивах // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2007. № 5-3 (55).С.    167-174.

Артамонова Л. М. Исторический опыт и значение школьной реформы Екатерины II // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2009. № 7 (73). С. 12-19.

Артамонова Л. М. Самая просвещенная реформа // Родина. 2010. № 2. С. 45-49.

Артамонова Л. М. Взаимосвязь крестьянского вопроса и школьной реформы в правление Екатерины II // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. № 2. С. 205-209.

Артамонова Л. М. Истоки провинциальной интеллигенции в симбирских записях дневника И. А. Второва (1791-1793 гг.) // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. 2013. № 3. С. 437-443.

Артамонова Л. М. Приобщение к культуре и просвещению как источник счастья молодого провинциала конца XVIII века // Счастливые страницы в истории человечества и повседневной жизни людей : материалы Междунар. науч. конф. Тула, 2009. С. 11-19.

Артамонова Л. М. «Учили меня еще во младенчестве». Принципы и традиции образования молодых дворян в XVIII столетии // Родина. 2010. № 11. С. 13-15.

Артамонова Л. М. Учёный и императрица : академик Эпинус и Екатерина Великая // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2012. Т 14, № 3-1. С. 7-15.

Артамонова Л. М. Деревянная голова Минервы. Самарское общество и народное просвещение при Александре I // Родина. 2011. № 7. С. 86-88.

Артамонова Л. М. Закон Божий в школах России и Поволжья при Александре I // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2013. № 8-2 (109). С. 55-64.

Артамонова Л. М. Становление сельских школ Самарско-Саратовского Заволжья в царствование Николая I // Российская провинция : опыт комплексного исследования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Сарат. ун-та. Саратов, 2009. С. 296-299.

Артамонова Л. М. Участие духовенства в открытии и деятельности общеобразовательных школ Казанского учебного округа в первой трети XIX века // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2012. № 8-2 (99). С. 110-117.

Артамонова Л. М. «Заведение собственным иждивением училища.» Роль священников в создании и поддержке школ Казанского учебного округа первых десятилетий его существования // Центр и периферия.№ 1. С. 76-81.

Артамонова Л. М. Бугурусланский священник Иоанн Милордов и становление народного образования в русской провинции первой половины 19-го столетия // Наука и культура России. 2014. Т. 1. С. 8-11.

Артамонова Л. М. Школьные реформы XVIII - первой половины XIX веков в процессе российской модернизации // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2012. № 2-2 (93). С. 57-64.

Артамонова Л. М. Политика в сфере народного просвещения в Поволжье (XVIII - первая половина XIX в.) // Российская история. 2013. № 2. С. 101-113.

Артамонова Л. М. Распространение книги и периодической печати в уездном городе в XVIII - первой половине XIX вв. (на примере Самары) // Культура, наука, образование : проблемы и перспективы : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Нижневартовск, 2015. Ч. I. С. 223-227.

Дубман Э. Л., Кабытов П. С., Смирнов Ю. Н., Артамонова Л. М., Кабытова Н. Н., Тагирова Н. Ф. Поволжье - «внутренняя окраина» России : государство и общество в освоении новых территорий (конец XVI - начало XX вв.) / под ред. Э. Л. Дубмана и П. С. Кабытова. Самара, 2007. 328 с.

Артамонова Л. М. Пансион господина де Маке в Самаре // Самарский земский сборник. 2011. № 1. С. 66-76.

Артамонова Л. М. Военнопленные армии Наполеона и русское провинциальное общество : проблемы изучения повседневности, социальных отношений, культурных контактов // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2013. № 1 (14). С. 159-164.

Артамонова Л. М. Рукописи Г. Н. Потанина «Записки о Самаре» и «Дедушка из Самары» - замечательные памятники «локальной» истории середины XIX века // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2013. Т. 15. № 5-1. С. 229-237.

Артамонова Л. М. Образ Самары как нового губернского города в русской печати и публицистике середины XIX века // Модернизация культуры : идеи и парадигмы культурных изменений : материалы Между- нар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Соловьевой,И. Ионесова, Л. М. Артамоновой. Самара, 2014.

Артамонова Л. М. Первая реформа Александра II // Родина. 2014. № 4. С. 20-24.

Артамонова Л. М. Первые шаги женского образования в русской провинции с конца XVIII в. до 1861 г. (на примере юго-востока Европейской России) // Проблемы российской и социальной истории : сб. науч. статей. Самара, 2011. С. 131-141.

Артамонова Л. М. Просветительская деятельность самарского губернатора К. К. Грота : столичный чиновник в культурном пространстве провинции // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2014. № 2 (19). С. 156-161.

История Самары : От воеводского управления до Губернской Думы. Книга первая / науч. ред. П. С. Ка- бытов, Э. Л. Дубман. Самара, 2011. 236 с.

Артамонова Л. М. «Придать предстоящему юбилею характер общенародного торжества» : столетие Отечественной войны 1812 года в Самарском учительском институте // Самарский земский сборник. 2012. № 1 (21). С. 96-104.

Артамонова Л. М. «Общенародное торжество» 1912 года и провинциальная школа (по материалам Самары) // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Нижневартовск, 2013. С. 69-72.

Артамонова Л. М. Романовский юбилей 1913 года в Самаре // Русь - Россия : судьба страны - судьба человека : материалы межрегион. студ. форума. Самара, 2014. С. 221-228.

Артамонова Л. М. Организация в Самарской губернии помошц жертвам войны 1912-1913 годов на Балканах // Наука и культура России. 2013. Т. 1. С. 12-15.

Артамонова Л. М. Бедствия Первой мировой войны как причины перевода в самарскую гимназию // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Нижневартовск, 2014. С. 109-111.

Артамонова Л. М. Переводы школьников в учебные заведения Самары вследствие событий Первой мировой войны // ХХ век и Россия: общество, реформы, революции. 2014. № 2. С. 307-314.

Артамонова Л. М. Самарская государственная академия культуры и искусств : год первый. Самара, 2006. 135 с.

Артамонова Л. М. Использование методов «истории повседневности» и «устной истории» в реконструкции прошлого вузов культуры (на примере СГАКИ) // Культура и образование. 2008. № 1 (1). С. 31-34

Полный текст в формате PDF (на русском языке):