Известия Саратовского университета. Новая серия.

История. Международные отношения

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


Для цитирования:

Колоколова Н. С. Клеопатра – царица, меняющая маски (Античность – Шекспир – Голливуд) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 56-60. DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-1-56-60

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 67)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
94(32).07

Клеопатра – царица, меняющая маски (Античность – Шекспир – Голливуд)

Авторы: 
Колоколова Наталия Сергеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье рассматривается образ египетской царицы Клеопатры VII, сложившийся в европейской культуре. В ней показана роль античной традиции (Плутарха прежде всего) в формировании основных черт этого образа, значение для его развития знаковых литературных произведений У. Шекспира и Б. Шоу, и затем его развитие в кинематографе вплоть до начала XXI в. Рассмотрение кинематографических образов египетской царицы, созданных со времени одного из первых фильмов, снятого в 1917 г., демонстрирует, что каждой эпохе соответствует свой образ, со своими доминирующими чертами. При этом, хотя ни один из фильмов о Клеопатре не имел коммерческого успеха, интерес к ее многогранной личности у кинематографистов не исчезает вплоть до наших дней.

Список источников: 

1. Plut. Ant. 25. Сравним характеристику отношений Антония и Клеопатры у Кассия Диона : «.. .При таких-то обстоятельствах, увидев в Киликии Клеопатру, он воспылал к ней страстью и уже не думал ни о чем доставляющем славу, но стал рабом египтянки и в бездействии предавался любви с ней. И из-за этого он совершил многие неслыханные поступки.» (Cass. Dio. XLVIII.25.2).

2. Брандес Г. Шекспир. Жизнь и произведения. М., 1997. С. 493.

3. Смирнов А. Послесловие к «Антонию и Клеопатре» // Шекспир У. Полное собрание сочинений : в 8 т. М., 1960. Т. 7. С. 779.

4. Там же. С. 781

5. Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей : в 2 т. М., 1995. Т. 2. С. 37.

6. Там же. С. 36.

7. Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1965. С. 517.

8. Брандес Г. Указ. соч. С. 501.

9. См.: Хьюз-Хэллетт Л. Клеопатра. М., 2009. С. 189.

10. Шоу Б. Полное собрание пьес : в 6 т. Л., 1979. Т. 2. С. 139, 144, 155, 224.

11. Там же. С. 137.

12. Гражданская З. Т. Бернард Шоу : Очерк жизни и творчества. М., 1979. С. 57.

13. Пьеса Б. Шоу несколько раз переносилась на экран. Из экранизаций стоит отметить фильм Гэбриела Паскаля 1945 г, в котором главную роль исполнила знаменитая актриса Вивьен Ли. Это очень близкое воспроизведение пьесы, лишенное, однако, той иронии, которая ее пронизывет. Разумеется, экранные воплощения пьесы Б. Шоу (как и трагедии У Шекспира) адресованы отнюдь не самой массовой аудитории.

14. См.: WenzelD. Kleopatra im Film // Die Antike Welt. 2008. № 3. S. 30.

15. См.: Чиглинцев Е. А. Рецепция античности в культуре конца XIX - начала XXI вв. Казань, 2009. С. 233.

16. СадульЖ. Всеобщая история кино : в 6 т. М., 1961. Т. 3. С. 72.

17. Хьюз-Хэллетт Л. Указ. соч. С. 363.

18. WykeM., MontserratD. Glamour Girls : Cleomania in Mass Culture // Cleopatra : A Sphinx Revisited / ed. M. Miles. Berkeley etc., 2011. P. 180.

19. Хьюз-Хэллетт Л. Указ. соч. С. 353.

20. Мы не будем специально останавливаться на комедийных воплощениях образа Клеопатры, отметим только, что само ее появление в качестве персонажа комедии говорит о широкой известности и популярности ее. Характерно и то, что зачастую такие фильмы ориентировались на комически переосмысленный рассказ псевдоАврелия Виктора о сексуальной необузданности Клеопатры.

21. Хьюз-Хэллетт Л. Указ. соч. С. 345-346.

22. См.: FordE., MitchellD. Royal portraits in Hollywood : filming the lives of queens. Lexington, 2009. P. 78.

23. КукаркинА. В. Буржуазная массовая культура. М., 1985. С. 275.

24. См.: ЦыркунН. А. Элизабет Тейлор. В кино и в жизни. М., 1997. С. 92.

25. CyrinoM. S. Big screen Rome. Malden ; Oxford ; Carlton, 2005. P. 152.

26. Ibid. P. 151.

27. Любопытен набор оценок политического аспекта Клеопатры в этом фильме. Сам Манкевич называл ее «Кеннеди ранних времен», одна из рецензий на фильм -«всемирный федералист по духу», один из историков кино «своего рода Элеонорой Рузвельт, захваченной идеей общечеловеческого единства» (см.: Wyke M., Montserrat D. Op. cit. P. 188).

28. Ibid. P. 156.

29. См.: Daugherty N. G. Her First Roman : A Cleopatra for Rome // Rome, Season One : History Makes Television / ed. M.S. Cyrino. Oxford, 2008. P. 148. Что касается Клеопатры-политика, то она теперь является персонажем появляющихся время от времени документальных фильмов. Так, в США в 1999 г вышел фильм «Клеопатра. Первая женщина у власти», который начинается с общепринятого и закрепленного в массовом сознании описания знаменитой царицы : «Самая красивая и самая опасная женщина в истории... Искусительница, которая околдовывала самых могущественных мужчин мира». В снятом спустя 10 лет в Великобритании фильме «Клеопатра. Портрет убийцы» (2009) Клеопатра предстает жестокой и властной правительницей, расправившейся со своими конкурентами за власть.

30. См.: Daugherty N. G. Op. cit. P. 143.